На первый план, заслонив все другие социальные задачи современного образования, выдвинуты задачи формирования у учащихся комплекса компетентностей.

Следует уточнить. Компетентностный подход отвечает запросам времени и интересам учащихся, так как ориентирован на достижение ими жизненного успеха благодаря приобретению необходимых компетентностей (практико-ориентированных знаний и комплекса умений).

Но давайте задумаемся над тем, застраховано ли общество, например, от того, что компетентный чиновник будет честным и внимательным к людям, а компетентный юрист не станет взяточником. Совершенно ясно, что компетентностный подход должен сочетаться с целенаправленной воспитательной деятельностью не только семьи, но и всего комплекса образовательных учреждений основного и дополнительного образования по развитию чувств юной личности, становлению у нее нравственных ценностных ориентиров гуманистической направленности. Именно глубокие нравственные чувства являются основой достойного гражданского поведения и подлинного патриотизма.

Известно, что из двадцати восьми героев-панфиловцев, стоявших насмерть при защите Москвы, большинство едва окончили начальную школу, а некоторые даже были неграмотны. Но чувство любви к Родине, ответственность за ее судьбу («отступать некуда - позади Москва») побудили их к подвигу.

Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров - очень сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Это подтверждает и наш многолетний эксперимент в области этико-правового образования.

К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм - таковы типичные подходы многих педагогов к решению задач гражданского воспитания. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Только слово, окрашенное чувством и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат.

Вспомним, именно о таком слове писал В. Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Поэтому в процессе реализации системы этико-правового образования, стремясь к достижению поставленной задачи воспитания гражданских чувств личности, нами разрабатывались формы и методы эмоционального воздействия на учащихся.

Одним из мощных средств воздействия стали специально подобранные и психологически обоснованно введенные в образовательный процесс тексты. Опыт показал, что наиболее близкими, вызывающими у школьников ответные чувства могут стать тексты, героями которых являются их сверстники, находящиеся в ситуации нравственного выбора, и тексты, в которых содержатся яркие описания тех или иных событий как из истории, так и из повседневной жизни, включая и школьную жизнь.

Очень важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе» - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления вызывающих доверие авторов (таких, например, как Д.С.Лихачев) о смысле жизни, об отношениях между людьми, о добре и зле.

Подчас большое впечатление производят притчи, афоризмы, пословицы и поговорки - они надолго запоминаются и становятся как бы частью внутреннего мира личности, принятыми ею правилами жизни. И, конечно, стихи, заставляющие звучать струны души.

В помощь учителям по подбору таких текстов для воспитания учащихся разных возрастных групп нами созданы книги для чтения - сборники таких текстов. Для начальных классов это «Учимся думать о себе и о других», для 7-9-х классов книга «О самом главном». Кроме того, для старшеклассников мы начали серию книг о выдающихся людях - в 90-е годы вышла в свет книга «Россияне», ч. I и ч. II, - о россиянах второй половины ХIХ века, в 2000 году - «ХХ век. Люди и судьбы».

Все эти книги успешно используются в работе с учащимися как на уроках, так и в системе внеурочной деятельности.

Мы обучаем педагогов методике работы с текстами, обращая особое внимание на то, как ввести текст в ткань урока, как погрузить учащихся в слушание читаемого вслух текста, как создать и поддержать эмоциональную атмосферу. Мы убедились в целесообразности проведения для педагогов практикумов, тренингов с привлечением психологов, специалистов в области актерского мастерства.

Положительный результат дают также посещения открытых уроков и просмотр видеозаписей «уроков сопереживания».

Естественно, развитие чувств не достигается только с помощью слова. Важную роль играет формируемый опыт общения - тренинги, игры, а также организованная общественно полезная деятельность.

И в заключение подчеркнем острую актуальность слов Н.А.Некрасова, прозвучавших в иную эпоху, более 100 лет назад:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас - купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург