По словам заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, новая система призвана обеспечить учителям возможность горизонтального роста, поскольку шансы на вертикальный рост в школе невысоки. В частности, наряду с должностью «учитель» предлагается ввести также должности старшего и ведущего учителя. При этом для простых учителей сохранится разделение на первую и высшую категории, у старших и ведущих, возможно, такой градации не будет.
Программу учительского роста планируется реализовать до 2020 года. Для этого потребуется изменить профстандарты, разработать и апробировать новый порядок проведения аттестации.
Согласно действующему приказу Минтруда профстандарт педагога должен применяться в трудовых отношениях с 1 января 2017 года. Но, по словам Сергоманова, срок его введения может быть перенесен на 1 сентября 2019 года. На таком переносе, в частности, настаивает Общероссийский профсоюз образования. По мнению профсоюза, сначала надо увязать профстандарт с обновляемыми требованиями ФГОС общего и высшего образования, а также с построением системы учительского роста, а уже потом переходить к обязательному применению этого документа во всех образовательных организациях. Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова призвала очень аккуратно относиться к изменениям в наименовании должностей педагогических работников, чтобы за этим не последовала утрата льгот и гарантий, таких, например, как досрочная пенсия.
По предварительным оценкам Минобрнауки, введение новой системы потребует незначительного увеличения фонда оплаты труда, поскольку изменение штатного расписания будет рассматриваться как возможность, но не обязанность. Однако депутаты и представители профсоюза сошлись во мнении, что без адекватных финансовых решений эффекта не будет. «Если вводить новые должности без ощутимой дифференциации в оплате труда, не будет потребности использовать такие должности», - заметила Татьяна Куприянова.
В ходе обсуждения отмечалось, что новая система должна быть сопряжена с программами подготовки педагогов и системой эффективного контракта.
«Главное, чтобы внедрение новой системы учительского роста не привело к очередной бюрократической профанации с элементами коррупции», - резюмировал председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Комитет поддержал предложение профсоюза о переносе введения профессионального стандарта педагога на более поздний срок.