Как предмет стал необязательным
Вопрос вовсе не праздный. По словам ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика Виктора Садовничего, открывшего прошедший 2-3 ноября II Всероссийский съезд учителей географии, за двадцать лет этот предмет перестал быть обязательным. Добавим к этому, что и в обществе интерес к географии снизился. К географической карте обращаются, чтобы рассмотреть острова или страны, куда куплен авиабилет на отпуск. Неспроста обеспокоенное Русское географическое общество в 2011 году инициировало созыв I Всероссийского съезда учителей географии. Но этот съезд не был первым: столетием раньше в МГУ на Моховой уже состоялся Всероссийский съезд преподавателей географии. Значит, важный школьный предмет в течение столетия постарались сделать второстепенным? Возобновление традиции, как оказалось, вызвано насущной потребностью. Съезд организовали Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество совместно с МГУ имени М.В.Ломоносова, Российской академией образования и Ассоциацией учителей географии. Темой обсуждения стал проект Концепции развития общего географического образования в России.
По словам Виктора Садовничего, знание географии формирует у человека и у народа понимание своего места в мире, сознательное, а значит, и бережное отношение ко всему живому, к окружающей природе. Как школьный предмет по важности география сравнима с русским языком, литературой, математикой. Это мировоззренческая дисциплина, которая воспитывает у ребят комплексное и социально ориентированное представление о своей стране и о мире. Своим выступлением академик начал общее обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации, а также планов по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов. Потребность в выработке концепции вызвана необходимостью поднять значение важного школьного предмета.
В первый день работы форума на пяти круглых столах состоялись дискуссии по основным положениям концепции: «Модернизация содержания географического образования», «Модернизация методики преподавания географии», «Система дополнительного образования и школьные олимпиады», «Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и сетевое взаимодействие профессиональных ассоциаций учителей географии» и другие.
Участники съезда были единодушны: география должна быть одним из основных школьных предметов, так как формирует сознание современного молодого человека наравне с русским языком, литературой и математикой. При этом педагогическое сообщество отмечает, что в настоящее время предмет незаслуженно отодвинут на второй план. Выступавшие с сожалением признавали падение престижа некогда особо любимого детьми предмета. Тогда уроки географии пробуждали романтические устремления - больше узнать о том, что рассказал учитель и о чем поведал им учебник. А еще поехать в горы, к озеру, на берег реки, чтобы воочию увидеть всю их красоту.
Теперь, когда география стала второстепенной дисциплиной в школе, ее легко стали заменять «более важными»: математикой, физикой, русским языком. Первый вице-президент Русского географического общества, президент географического факультета МГУ академик РАН Николай Касимов сообщил, что выпускники школ стали редко выбирать географию для сдачи ЕГЭ. Одна из причин падения интереса к нему - из школ ушли профессионалы, а на их месте оказались те, кто не имеет специального географического образования, к примеру, биологи, химики. По словам академика, резко сократилось число вузов, при поступлении в которые нужно сдавать географию. Раньше на специальности, связанные с туризмом, был такой экзамен, затем его заменили на историю, а для тех, кто выбрал экономику, географию заменили иностранным языком.
Николай Касимов раскритиковал учебники, которые делают предмет скучным, написаны научно-чиновничьим языком и даже взрослым малопонятны. Впрочем, и самой науки здесь нет. «Учебники, - сказал Николай Сергеевич, - сильно устарели. В них нет сведений о современных технологиях изучения Земли, новых открытиях. Дети должны знать о них».

География - это увлекательно!
Одним из центральных стал круглый стол «Географическое просвещение и популяризация географии». В нем приняли участие учителя, главные редакторы популярных изданий и телеканалов, известные телеведущие, представители Министерства образования и науки Российской Федерации. Перспективы развития географической науки в современном обществе волновали всех выступающих. Вела круглый стол телеведущая, советник президента Русского географического общества Анастасия Чернобровина, которая в своем выступлении говорила о важности проведения всероссийских образовательных акций, мероприятий, а также географических фестивалей, фотовыставок и олимпиад, конкурсов учебных фильмов, сделав их традиционными.
Главный редактор программы «Утро России» Елена Ивлева и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец вынесли на обсуждение вопросы медиаподдержки географических исследований и открытий, а также аспекты взаимодействия СМИ с учителями и молодыми учеными. Петр Положевец отметил, что за 27 лет существования знаменитого конкурса «Учитель года» среди участников было мало географов, а среди победителей - никого. Он предложил Русскому географическому обществу провести Всероссийский конкурс учителей географии, а также добиться международного сравнительного исследования качества знаний по географии.
С предложениями, как привлекать внимание молодежи к географии с помощью интернет-ресурсов и развития онлайн-образования, выступила Ольга Захарова, начальник Управления образовательных проектов Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика».
Большой интерес вызвали выступления телеведущего и документалиста Валдиса Пельша и главного редактора телеканала «Моя планета» Николая Табашникова. Они доказывали необходимость телепередач, игровых и документальных фильмов, которые помогут возбудить интерес к географии, а сами знания сделать более глубокими и легкозапоминающимися. Их главная задача - воспитать у школьников любовь к своей стране, гордость за нее, чтобы юные зрители смогли увидеть неповторимую красоту разных уголков родной земли. Учебные фильмы, по мнению учителей, присутствовавших на обсуждении, - лучшие помощники в преподавании этой дисциплины.
Критиковались современные географические карты, которые назвали бессодержательными. Учителя просили переиздать карты прежних десятилетий, которые и теперь во многом отвечают современным требованиям преподавания географии. А также вернуть в школу атласы, которые так нравились ребятам.
Еще один способ сделать более привлекательными знания по географии - устраивать походы, поездки, путешествия по российским городам и весям, по горам и рекам. Предлагали даже записать в программе по географии, чтобы походы и экскурсии стали обязательными. Так бы они и назывались - учебные экскурсии, учебные походы, учебные экспедиции. О таких походах и экскурсиях, разработанных самими учениками, рассказали учителя с Алтая.
Здесь есть одна трудная проблема: необходимость оформлять и согласовывать большое количество документов, слабая подготовка детских инструкторов, которые проводят туристические походы.

Что предложил съезд
В процессе обсуждения были высказаны предложения, которые помогут географии снова стать важным и нужным предметом, а детям - получить хорошие знания, которые помогут им в жизни.
Так, было предложено ввести обязательный экзамен по географии в 9-х и 11-х выпускных классах. В 8-х и 9-х классах - дополнительный курс «География родного края». Эту идею поддержала министр образования и науки РФ Ольга Васильева, выступавшая на съезде. Говорилось также об усилении краеведческого подхода в преподавании географии.
Среди рекомендаций: в 11-м классе включить подготовку и защиту географических проектов, а также обязательные вступительные экзамены по географии при приеме на географические факультеты педвузов и по ряду направлений подготовки в других вузах, таких как «Экономика», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Регионоведение России» и другие.
Во второй день в заседании приняли участие президент Русского географического общества, министр обороны РФ Сергей Шойгу, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, первый вице-президент общества Николай Касимов и ведущие круглых столов, проходивших накануне. Было продолжено обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации, разработанной по поручению Президента России Владимира Путина. Авторами документа стали представители Русского географического общества и Минобрнауки РФ.
- Мы довольно плотно и основательно работали с разными структурами, которые так или иначе серьезным образом влияют на развитие географического образования. Это и Академия наук, и Ученый совет РГО, в который, на наш взгляд, входит действительно цвет нашей географической науки, и, безусловно, преподавательское сообщество, которое могло ознакомиться с концепцией на сайте, - подчеркнул президент РГО. - Но нам всем нужно понимать, что концепция - это лишь начало пути. Дальше предстоит очень большая работа, работа и над учебниками, и над учебными программами, и многое-многое другое...
Ольга Васильева отметила важность новых принципов и подходов к модернизации школьного курса географии. Разработанный проект концепции должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели, сказала министр.
Проект концепции широко обсуждался научным сообществом и педагогами. Николай Касимов отметил проблемы, которые особенно волнуют учителей:
- Сокращение часов географии в школе. Резолюция предлагает их увеличить. То, что география является необязательным предметом, значительно уменьшает поток возможных желающих получить географическое образование.
- Отсутствие обязательных вступительных испытаний по географии при приеме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки, таких как «Экономика» и «Туризм».
- Реорганизация вузов, от последствий которой страдает география. Например, в Казанском университете была прекрасная географическая школа, которую разделили на экономическую и физико-географическую. Это сильно бьет по единству предмета. Географию необходимо преподавать комплексно.
- Обществознание вместо географии в качестве вступительных экзаменов в педагогические вузы на географические специальности. Это обратная связь: если не будет приниматься география, ее не будут учить. И то, о чем мы сейчас говорим, будет продолжаться...
Все эти аспекты нашли отражение в резолюции Всероссийского съезда учителей географии, которая была принята большинством голосов.