Михаил БАЛАКИН, учитель физики нижегородского технического лицея №38, заместитель директора по работе с одаренными детьми:
Без стимулирования не обойтись


Конечно, все мы, учителя физики, поддерживаем решение вернуть астрономию в федеральный стандарт. Основы знаний по астрономии нужны и важны прежде всего для формирования мировоззрения - тут и спорить нечего. Но давайте вспомним, почему этот важный предмет в свое время (а именно в 2009 году) из стандарта исключили? Тому было две причины. Астрономия преподавалась 1 час в неделю в 11-м классе, то есть всего на нее отводилось 32 часа. А по решению министерства в аттестат и соответственно на ЕГЭ можно было выносить предмет, который велся не менее 64 академических часов. Поэтому, а не по каким-то иным соображениям астрономия ушла из школьного расписания. Поэтому, прежде чем говорить о возвращении дисциплины, нужно бы пересмотреть одно из двух условий: либо преподавать астрономию в 10-х и 11-х классах по часу в неделю (отдать астрономии два часа в неделю в 11-м классе просто нереально), либо снять ограничение в 64 часа. Для стимулирования детей к изучению астрономии было бы разумно ввести в ЕГЭ по физике раздел, посвященный знаниям основ астрономии.

Кирилл КУЛИКОВ, шестиклассник нижегородского лицея №40:
Интересуюсь космосом с детского сада


Я еще с детского сада интересуюсь космосом, еще до учебы в лицее знал названия планет Солнечной системы, их массу и состав. Могу найти на небе и показать самые яркие звезды и созвездия. С самого детства регулярно хожу в планетарий - там мощные телескопы, на каждый месяц можно купить карту звездного неба. На сеансах всегда очень много интересного рассказывают о планетах, космических загадках и открытиях астрономов, есть даже кружки для разного возраста. Я давно прошу маму меня записать, но она говорит, что пока рано. Мы живем далеко от планетария - в другой части города, и нужно довольно долго ехать на автобусе. Возить меня некому, все заняты, а одного меня родители пока боятся отпускать. Но я надеюсь, что через год уже отпустят.
Я бы очень хотел, чтобы астрономию вели в школе прямо с первого класса, ну или хотя бы с пятого. Это бы точно был мой любимый предмет.

Владимир КРУПКО, директор планетария Омского городского Дворца творчества детей и юношества, почетный работник общего образования РФ:
Красота мира проходит мимо


Астрономия в школе исчезла в 2009 году, объявленном Годом астрономии. Такой парадокс. Красота мира проходит мимо детей. Они не понимают, что, обладая энергией, можно создать свою вселенную.
 К счастью, вспомнили. Астрономия - это наука, определяющая мировоззрение, она описывает систему знаний, которые делают нас ближе к миру, к природе, что и делает нас духовными. Да, она есть в школе кусочками - чуть-чуть в начальной школе, чуть-чуть в курсе физики. Без связи, без преемственности это не работает. Падает уровень знаний, нет личностного роста, без которого не будет роста и науки, и жизни. Кроме того, астрономия - наука, в которой могут делать открытия дети. Например, тайну «серебристых облаков», над которой бьются уже более века ученые всего мира, без омских школьников не раскрыть. Эти небесные тела видны только в определенное время и только на широте Омска, а исследовать их нужно постоянно, не отрываясь от телескопа. Причем это ведь живая наука - в последние годы масса открытий в астрономии, появилась новая техника, мы исследуем диапазоны, недоступные глазу.
Зато масса предметов, которые никакого отношения к познанию мира не имеют, - ОБЖ, физкультура, основы религиозной культуры и светской этики. Дети изучают, как вести себя в церкви, но не знают, как вести себя во Вселенной.

Андрей СМИРНОВ, учитель физики, заместитель директора по учебной работе нижегородского лицея №40:
Нужна курсовая подготовка

Мне кажется, астрономия из школы не уходила. Во всяком случае, если и уходила, то недалеко. Учителя, которые сами влюблены в астрономию, не прекращали ее вести на своих уроках - то есть основные сведения по астрономии давались ученикам в курсе физики. Конечно, предполагаю, что не все учителя физики в астрономии одинаково сильны, но увлеченных среди моих коллег достаточно много. В нашем лицее с астрономией точно проблем не было и не будет, если она станет обязательной. Но, конечно, в масштабах страны, возможно, ее введение преждевременно. Может быть, для начала было бы целесообразно включить астрономию в рамках школьного компонента там, где есть соответствующие специалисты. А после того как специальную курсовую подготовку пройдут все учителя, вводить предмет на региональном и федеральном уровне. Да и, наверное, нужно издать новый учебник по астрономии. Старый издавался лет 20 назад и по многим параметрам морально устарел, ведь астрономия развивается очень бурно, с космической скоростью.

Михаил КУЗНЕЦОВ, преподаватель астрономии лицея №14, г. Жуковский (Московская область):
Астрономия - для среднего звена!


Безусловно, астрономия нужна. Это предмет, который формирует у ребенка понимание устройства мира в целом и соединяет физику, математику, естественные науки и даже частично гуманитарные предметы. А мы сейчас в школе перегружаем детей не теми предметами, которые необходимы.
С преподавателями и часами будет сложно. Обычно физикам предлагают вести астрономию. Но учителя на это не идут, потому что час на астрономию из углубленной физики отрезать никто не хочет. Выход? На мой взгляд, астрономию нужно вводить не в старших классах, а в среднем звене. Именно там закладывается мотивационный интерес к изучению многих предметов. Большое число детей с младших классов интересуется космосом. Если в данный период преподаватель поддержит интерес, это может сыграть очень большую роль. У нас в лицее как раз в среднем звене проходят астрономию - с пятого по седьмой класс. У меня программа построена по такому принципу. Первая часть курса - описательная. Мы изучаем планеты, современные достижения космонавтики, говорим о том, чего достигло все человечество в целом. Отмечу, что мультимедийная техника дает массу возможностей! Ребятам очень нравятся занятия с применением видеотехники. У меня есть собственная маленькая обсерватория. Спонсоры нам купили для уроков хороший телескоп. Это основа для детских научно-практических работ.

Юлия Лещинская, учитель биологии и географии Стрелинской основной общеобразовательной школы Таврического района Омской области:
Срочно переучим физиков и биологов?


Плохо понимаю, для чего нужно вводить астрономию отдельным уроком. Она ведь, собственно, и не уходила из школы - темы по этому предмету есть в физике и географии. Невозможно рассказать про то, где находятся небесные тела, без связи с географией. Нельзя рассказать о жизни на планете Земля, не упомянув о ее возможных или невозможных формах на других планетах. Биология тоже соприкасается с астрономией. Разве не к интеграции предметов мы стремились долгие годы? Для того чтобы получить элементарные знания, этого вполне достаточно. Те, кто заинтересуется, будут изучать ее дальше. Но зачем при и без того огромной нагрузке на детей вводить дополнительные уроки?
Другой вопрос - кто будет заинтересовывать? Кто сейчас будет учить астрономии? Тех педагогов, что ее вели, уже нет в школах. Срочно переучим физиков и биологов?

Людмила КАЗИМИРОВА, директор гимназии №12, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования, Омск:
Можно пожертвовать уроком физкультуры


Думаю, нужно вернуть астрономию в школы. Астрономическая безграмотность - явление пугающее: по данным опросов ВЦИОМ, треть россиян считают, что Солнце вертится вокруг Земли. Однажды слышала, как дедушка увлеченно рассказывал внуку про звезды и планеты, показывая на ночное небо. Спросила, откуда он столько знает? Пожал плечами: «Да ведь в школе рассказывали». Такая проверка временем - нужные знания, заложенные в школе, остаются на всю жизнь. Ненужные - выветриваются. Может быть, нынешние школьники мало знают потому, что слишком много лишней информации, а необходимого нет? Как без астрономии? Надо же знать, что вокруг чего вертится и на чем стоит. Это основа. Какие-то «пазлы» астрономии разбросаны по разным предметам, но не получается взаимосвязи, потому в одну картинку в головах ребятишек не складываются.
Думаю, можно было бы пожертвовать одним уроком физкультуры из трех, который, на мой взгляд, введен как минимум преждевременно. Те, кто любит спорт, занимаются им и без дополнительного часа в школе. Остальным этот урок не поможет.

Мария РУЖИНСКАЯ, ученица 9-го класса Академического лицея, Омск:
Не встречала людей, которые не знают названия планет


Честно - ни разу не встречала людей, которые не знают, как называются планеты. Мне кажется, это еще с детства впитывается, мама с папой рассказывают. Плюс то, что в школе. Вполне хватает, особенно если еще книжки читать. Мои одноклассники читают, например. Большинство моих товарищей уже знают, чего хотят, по крайней мере выбрали направление, по которому надо двигаться. Зачем нам еще один «проходной» урок?