Мероприятие прошло уже в 11-й раз. О степени его важности говорит тот факт, что в состав олимпийского оргкомитета традиционно входят представители Министерства образования Республики Беларусь, Минобрнауки РФ, Постоянного Комитета Союзного государства. Олимпиаду каждый год попеременно принимают города России и Беларуси.
В финале олимпиады-2016 в Великом Новгороде принял участие 191 школьник в составе 24 команд из России и 8 - из Республики Беларусь. Местный организатор - Новгородский институт развития образования.
Лучше всего, пожалуй, расскажут о прошедшей олимпиаде ее участники - дети и учителя - руководители школьных команд.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, руководитель команды Новгородской области:
- Сопровождаю новгородские делегации 9 лет. Усложнение заданий наблюдается ежегодно. Как правило, они объединены той или иной тематикой. Например, 2016 год объявлен Годом российского кино. И задания олимпиады были соответствующими. Ребятам, в частности, предлагалось ответить на вопросы: «Какие вы знаете кинофильмы о Великой Отечественной войне, в которых главными героями являются дети?», «Какие из этих кинолент были созданы по мотивам литературных произведений?», «Кто авторы этих произведений?». А одна из тем сочинений звучала так: «Кино про меня». Вопросы олимпиады также бывают связаны с местом ее проведения. Так как в нынешнем году олимпиаду принимает Великий Новгород, встретилось такое задание: «Назовите героев былин новгородского цикла. Чем они отличаются от героев былин киевского цикла?». Среди самых трудных заданий олимпиады дети назвали, например, такие. Написать фамилию автора либретто оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», оценить слог либретто и определить, соответствует ли ария князя Игоря характеру героя. Или: назвать произведение и его автора по отрывку. А вот еще задание: как связать эпиграф из пушкинской «Капитанской дочки» с началом романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» («Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918... высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс»)?

Наталья ЛОМАКИНА, руководитель команды, Брянск:
- Брянская область 11-й год привозит свою делегацию на олимпиаду Союзного государства. Я лично с ребятами езжу 10 лет. В первые годы, не скрою, победить было проще. Сейчас приезжают очень подготовленные дети. Задания усложнились. Основных испытаний два. Первое - сочинение. Оно предполагает комплексный анализ текста, демонстрирует широту кругозора ребенка, понимание им взаимосвязи разных областей искусства. Второе испытание - комплексная работа по русскому языку и литературе. Задания тоже очень сложные. Они требуют логического мышления, знания истории языка и даже диалектных особенностей той или иной территории.
Инна БИРЕТА, руководитель команды Гродненской области, Республика Беларусь:
- Для наших школьников это мероприятие особенно значимо! У нас есть своя республиканская олимпиада по русскому языку. Но олимпиада Союзного государства - это особый шанс проявить себя среди такого количества носителей русского языка! Кроме того, это возможность увидеть Россию. Мы очарованы встречей с Великим Новгородом.  Дружба на олимпиаде возникает всегда. Между детьми нет никаких границ - они слушают одну и ту же музыку, в автобусах поют одни и те же песни - и трудно разделить, где дети белорусские, где русские, внешне они абсолютно одинаковы. Мы понимаем друг друга, мы говорим на одном языке... Организация олимпиады в Новгороде просто великолепная, мы чувствуем к себе внимание и любовь!

Только факты

Школьники из Беларуси, ставшие победителями олимпиады Союзного государства, имеют право поступить в вузы своей страны на профильные специальности без экзаменов. Победителям из России выделяется денежная премия в размере 60 тысяч рублей.

От автора 

И все же есть капля дегтя в бочке меда. На олимпиаде нашлись обиженные. Два испытания стали общими для всех - сочинение и комплексная работа по русскому языку и литературе. Но были и три дополнительных конкурса - выразительного чтения, риторического мастерства и конкурс знатоков. Для них каждая команда выставляла одного участника. Дети волновались, каждый конкурс стал серьезным испытанием и длился по 3-4 часа. Ребята надеялись, что полученные на конкурсах баллы, как это было на предыдущих олимпиадах, будут прибавлены к их личным баллам в сводной ведомости. Но жюри почему-то решило в этом году их не учитывать (были только награждены подарками школьники, наиболее отличившиеся в этих трех конкурсах).
В результате места, занятые некоторыми ребятами, оказались не столь высоки.
Замечу, что конкурс выразительного чтения нельзя сравнивать с конкурсом знатоков по степени проверки лингвистической эрудиции. Но как дальше быть с этими конкурсами в целом, учитывая настроения их участников, не получивших заветных баллов? Захотят ли дети впредь участвовать в таких конкурсах? Очевидно, жюри должно отреагировать на эти вопросы.
И еще одно пожелание российских участников - приравнять олимпиаду Союзного государства к Всероссийской олимпиаде. Тогда ее победители смогут поступать в вузы РФ без экзаменов на профильные специальности.

Великий Новгород