Вначале оно обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание земли, продукты ремесел), а также воспитания и обучения. Культура рассматривается как особый аспект жизни общества. Возникает несколько линий в разработке ее проблематики. Во-первых, она рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия, как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества. (Немецкий классический идеализм - Кант, Фихте, Шелдинг. Гегель; немецкий романтизм - Шиллер, Шлегель; немецкое просвещение - Лессинг, Гердер). Вторая линия ее заключает особенности в различных типах общества. (Неокантианство - Риккерт, Кассирер). В конце ХIХ и первой половине ХХ вв. при изучении ее стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, структурной лингвистики, семиотики и теории информации. В результате возникли новые предпосылки решения проблемы общества и культуры. Она пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни. Проблема решается, если культуру рассмотреть в качестве информационного аспекта жизни общества как социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение и общение людей. Эта информация частично может осознаваться людьми, но весьма часто она функционирует как социальное подсознательное. Ее передача от поколения к поколению возможна только благодаря ее закреплению в знаковой форме, в качестве содержания различных семиотических систем. Культура существует как сложная организация таких систем.

В историческом развитии культуры развиваются и функционируют категории. Это «человек», «общество», «сознание», «добро», «зло», «красота», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «свобода» и тому подобные. Они позволяют индивиду включиться в систему социальных отношений. Исторически определенным типам обществ присущи категории культуры, которые выражают особенности способов общения и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в данной культуре шкалу ценностей. Они конкретизируются в групповом и индивидуальном мировосприятии.

Культура - явление всеобщее, но воспринимается и воспроизводится каждым человеком индивидуально. Она передается последующим поколениям через освоение накопленного опыта. В наши дни значение состояния ее еще более возрастает в связи с новыми событиями планетарного характера, соответственно возрастает роль образования и формирования общей культуры личности.

Работы Геннадия Селевко для педагогической науки имеют большое значение, подчеркнем лишь один из его аспектов - систематизирующую и обобщающую роль научного творчества различных направлений. В книге Г.К.Селевко и А.Г.Селевко «Социально-воспитательные технологии» приведен классификатор, раскрывающий содержание понятия «культура». Политическая и патриотическая культуры определены как сфера психики, относящаяся к нравственности.

Возьмем на себя смелость предложить иную иерархию связей между политической культурой, патриотизмом и нравственностью. Первую следует рассматривать как более емкую категорию, включающую в себя и нравственность, и патриотизм. Нравственность - основа формирования политического сознания.

«В понятии «культура», - говорится в этой книге, - фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных обществ». Культура характеризует также особенности поведения, сознания и участия людей в общественной жизни. В нем может отражаться способ влияния отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом.

Рассмотрев различные определения культуры, ее роли, можно остановиться на таком: «Культура - это социально научаемое поведение, характерное для больших групп людей», так как оно акцентирует внимание на социальной направленности образования, каким образом культура воздействует на социальное развитие, поэтому в культуре рассмотрены ценности, установки, ориентации и убеждения.

Особо следует подчеркнуть, что современный подход к этому понятию исключает иерархию культур, хотя нельзя игнорировать, что особенно в России распространено представление о культуре как совокупности высших достижений, эталонов и образцов. Нет ни хорошей, ни плохой культуры, ни высокой, ни низкой, есть культура, обладающая определенными признаками или свойствами, она всегда самобытна и не зависит от внешней оценки.

Наряду с «культурой к разряду предельных относятся понятия «политика» и «образование». Логика исследования требует конкретизации понятия «политика». «Политика (от греч. polis - город, государство - и прилагательного от него politikos) - все, что связано с государственными и общественными делами, с искусством управления государством». Следует принять во внимание мнения политологов, которые понимают политическую культуру, как бы объединяя политику и культуру. Например Р. Такер высказывается о «культурном подходе к политике».

Под политикой будем понимать «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями». Часто мнения о политике диаметрально противоположны. Ф. Ницше характеризовал ее как «слишком человеческое». Н. Бердяев же писал: «Политика есть самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывающая его вовне. Она всегда основана на лжи. Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитический нарост, высасывающий кровь из людей».

«Люди с давних пор пытались дать определение этому явлению. Еще около 2000 лет назад древнегреческие философы Платон и Аристотель писали трактаты о политике и ее значимости для жизни общества. Однако и современная наука не дает исчерпывающего определения. В литературе можно найти десятки определений, ни одно из которых не даст нам полного ответа на поставленный вопрос. Основная трудность - во множественности содержания самого слова «политика», значение которого меняется в зависимости от общего контекста, в котором оно используется».

Политика и образование являются сложными социальными системами, обладающими собственными стратегическими целями, что может порождать проблемы или ряд проблем, разрешение которых служит источником развития и движения и самой науки. Теснейшим образом связанные категории «культура». «политика» и «образование» приводят к достаточно привлекательной педагогической цели - политическое образование есть обучение политической культуре и ради самой политической культуры.

Политическая культура в широком понимании - составная часть общей культуры, показатель политического опыта, уровня политических знаний, образцов политического поведения и участия политических субъектов; характеризует образ жизни государства, социальной группы, индивидов. Следовательно, политическая культура - это совокупность трех элементов: исторического политического опыта, политического сознания и политического поведения.

В российских политологических исследованиях понятие «политическая культура» разрабатывается примерно с середины 80-х годов, хотя в реальной политической практике оно применялось значительно раньше. К. Гаджиев считает, что политическая культура - «ценностно-нормативная система, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, охватывает как политические идеи, ценности, так и действующие нормы политической практики». Иное представление предлагают Н. Воскресенская и Н. Давлетшина. «Под политической системой понимается исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, влияющие на их политическое поведение».

Иногда исследователи подчеркивают, что политическая культура - это «уровень освоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ; степень востребования достижений политической мысли прошлого и настоящего; зрелость и компетентность в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий».

В ряду определений и трактовок политической культуры неординарной является точка зрения, которую высказывает А. Соловьев: политическая культура - это «ценностно обусловленный, транслирующий позитивные для субъекта традиции властвования и воплощенный в наиболее типичных для него формах осуществления властных ролей и функций стиль политического поведения, который выражает степень освоения и творческого развития субъектом общественно признанных образцов мышления и действия в сфере государственной власти».

Приведенные определения не противоречат друг другу, а выявляют наиболее значимые акценты в этом понятии. Но существуют определения, которые трудно считать научно обоснованными. Не приемлемо под политической культурой понимать «существующий в каждом обществе в конкретный период времени набор убеждений, символов и ценностей, связанных с политической системой. Упрощенно политическую культуру можно определить как психологию нации в отношении политики... Компонентами политической культуры являются: политическая идеология, политический опыт и традиции, политические институты (т.е. нормы поведения), способы и стиль политической деятельности», поскольку недопустимо понятие «культура» определять через слово «набор», так как набор не является ни признаком, ни свойством.

Политическая культура определяет человеческое восприятие мира, его понимание и переживание, наиболее предметно выявляется в процессе культивирования ценностей гражданами (прежде всего политических). Именно через ценности они раскрывают собственную социальную значимость в политической жизни.

Будучи элементом духовной сферы, политическая культура «может быть представлена как пространство реализации ценностей, как характеристика традиций и норм. Они же - ценности и традиции - в условиях трансформации общества, его политической системы сами претерпевают наибольшие изменения».

Политический исторический опыт находит свое закрепление в исторических, литературных, научных понятиях, в складывающихся политических традициях, обычаях, идеологии. Он становится основой развития политической культуры, под его влиянием складывается политическая система и ее институты, принципы и нормы. Исторический опыт оказывает влияние и на поведение людей, их поступки в конкретных политических условиях. Замечено, что если народ в своем развитии имел определенные политические традиции, а вновь принимаемые политические нормы и законы им соответствуют, то такие нововведения легко воспринимаются и становятся частью современной политической системы общества. В течение длительного времени накапливаются знания и формируется система политических ценностей, которые постепенно становятся устойчивыми убеждениями по отношению к политической системе и своему месту в ней. Не случайно М. Оукшот отмечает, что изучение истории дает исторический политический опыт. «...На академическом уровне изучение политики прежде всего должно быть изучением истории - не потому что следует всегда быть сосредоточенным преимущественно на прошлом, а потому, что нам необходимы для изучения конкретные детали. На самом деле в политической традиции на поверхность настоящего всплывает только, что уже существовало в ее глубине, в прошлом».

Политический опыт передается через идеологические представления, нормы и ценности и личные особенности носителей политической культуры различных социальных общностей. Традиции оказывают консервирующее влияние, в ряде случаев цементируют политическую систему общества. Значительные трансформации политической культуры могут быть вызваны накопившимися в обществе глубокими реформами, необратимыми изменениями, способными преодолеть сопротивление людей внедрению новых образцов и стереотипов политического поведения.

Политическое поведение определяется как сознательными, так и бессознательными политическими реакциями, деятельность образовательной системы направлена на расширение сферы сознательного ценностно ориентированного поведения личности и преобладание ее над спонтанным, бессознательным поведением. Политическое сознание определяется двумя компонентами: идеологическим и психологическим. К первому относятся политические знания, политические ценности и политические убеждения. Первое - это знания людей о политике, о государстве и его политической системе, институтах. Люди должны быть достаточно информированы, для того чтобы участвовать в политических процессах общества. В политологии общепринято считать, что политические ценности - это нормативные представления и суждения людей о политической жизни. Социальная справедливость, закон, порядок являются политическими ценностями. Политические убеждения отражают представления людей об идеалах политического устройства общества. Обычно люди сравнивают свои политические знания, ценности и убеждения с реальной политической системой, ее институтами и их функционированием.

Вторым компонентом политического сознания является психологический аспект. Это восприятие и отношение к политической системе и ее частям (одобряется или осуждается), нормативной системе (выполнять или пренебрегать законами), политическим событиям и конкретным политическим деятелям. В этой связи польский социолог и политолог Ежи Вятр писал, что «нельзя сводить понятие политической культуры исключительно к психическим состояниям. Нужно включить в него также определенные образцы поведения. Это соответствует общему пониманию культуры, а также той исследовательской интуиции, которая заставляет искать... устойчивые образцы поведения как важнейшие черты культуры, определяющие общественные и политические действия».

Политическое сознание - важнейший элемент духовной жизни общества, выражающийся в идеологических формах и политическом поведении. Обычно политические ориентации проявляются в поведении людей непроизвольно, без предварительного анализа и осмысления импульсных поведенческих актов. «Политическая культура одновременно и шире и уже политического сознания. Политическое сознание, коли скоро его выделить в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и одновременно средство воспроизводства политической культуры».

Политическое участие не является самоцелью и может носить различный характер, в том числе асоциальный. «Участие в политической жизни может иметь позитивный или же негативный характер. Позитивная активная форма политического поведения - это участие в предвыборных кампаниях, деятельность в выборных органах, участие в политических партиях и организациях, в политических демонстрациях и других политических акциях. Активная политическая форма негативного характера может проявляться в насилии, коррупции, дезорганизации». Далеко не все авторы придерживаются терминов «позитивный» и «негативный» характер политического поведения, что, думается, не достаточно научно обосновано. Современные подходы к культуре исключают характеристики «хорошая» и «плохая», «высокая» и «низкая»; следовательно, «позитивная» и «негативная» характеристики неправомерны.

Активное политическое поведение - «разновидность социальной активности субъектов, в ходе которой их действия носят мотивированный характер и выражают конкретную реализацию политического статуса личности».

Пассивное политическое поведение - «безразличие к политике и нежелание в ней участвовать. Это может стать массовым настроением отдельных классов, слоев, групп общества в кризисные периоды его развития». Участие в голосовании во время выборов или референдума и соблюдение закона - это проявление позитивного пассивного участия в политической жизни общества, негативное же выражается главным образом в пренебрежении законом и нарушении его. Неучастие граждан в политической жизни может определяться двумя условиями, из-за отсутствия чувства гражданской ответственности или невозможности в законной форме воздействовать на власть.

Специфика политического поведения определяется также двоякой природой культуры вообще и политической культуры в частности - коллективной и индивидуальной одновременно, в совокупности группового, социального, национального, даже общечеловеческого и сугубо личного, индивидуального политического опыта.

Культура реализуется через поведение, политическая культура через политическое поведение, но последняя - это еще и отношение к поведению другого индивида или социальной группы. В политике оцениваются власть, господство, конфликт, согласие, совместная деятельность. Политическое поведение определяют общая ситуация в стране, расстановка политических сил, поступки политических лидеров. Политическое действие - «высшее проявление культурной активности личности, человека». Политическая культура представляет систему исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений установок, ориентаций и моделей поведения. Она вплетена в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности. Она возникает, эволюционирует и в конечном счете распадается вместе с этим контекстом, уступая место новой.

Политологическая наука в России - явление в значительной степени новое, поэтому теоретические знания не могли быть достоянием других наук, в том числе и педагогики. Есть ли заметные различия между политической культурой современной России и стран Запада? Безусловно, они определяются географическим положением и спецификой исторического пути. Наверное, по-прежнему актуальны слова выдающегося российского мыслителя ХIХ века П. Чаадаева: «...мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того ни другого... мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах». Однако политическая и экономическая система, складывающаяся в современной России, по крайней мере внешне напоминает современные западные рыночные демократии. В. Рукавишников выдвигает предположение, что «недавний поворот России к демократии пробудил к жизни процесс конвергенции политических структур, т.е. сближения, смягчения различий между Россией и Западом в плане фундаментальных политических ценностей, ориентаций, отношения к правам человека и политического поведения масс и элит».

Несомненно, стоит уделить внимание характеристике особенностей политической культуры России, ее своеобразия и специфики постперестроечного периода. Политическая культура меняется относительно медленнее, чем общественно-политическое устройство. Диалектика соотношений формы правления, формы государственного устройства и политического режима с политической культурой отличается сложностью связей, тонкими переходами, системой опосредующих звеньев.

Сравнительный анализ в политической науке политической культуры начался после Второй мировой войны, и постепенно складывается типологизация политической культуры. Типологизация отражает связь политической культуры с политическими и экономическими системами.

Выделяют четыре основных типа политической культуры: индивидуалистическая, государственно-ориентированная (государственная и частная, этатиская), гражданско-республиканская, традиционалистская. Все они имеют чисто теоретическое значение и не отражают в полной мере культур конкретных стран. Но тем не менее необходимо подчеркнуть несколько принципов:

1. Различным культурам свойственно различное восприятие мира и различные принципы организации мира. Заимствовать принципы одних культур другими необходимо с большой осторожностью. Как правило, их перенос на новую почву затруднен и не всегда может быть оправдан.

2. Политическая культура большинства стран существует не в чистом виде, а имеет черты нескольких. Нередко в этом заключается творческий потенциал и динамизм политики.

3. Политическая культура - мощная сила, которая комбинирует в себе культурологические и институциональные факторы. Политические институты в свою очередь отражают культуру данного общества.

Алексис де Токвиль в работе «Демократия в Америке» описывал индивидуалистическую политическую культуру и предостерегал о возможных опасностях индивидуализма: возникновении политической и социальной апатии и тирании большинства.

1. Индивидуалистическая политическая культура основана на идеологии западного либерализма и индивидуализма. Правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида, определяет конституция. Роль гражданина - обеспечивать свои разумные интересы. Главной гражданской обязанностью его является самоограничение и терпимость к другим, для того чтобы государству не пришлось принимать участия в его жизни. Свобода - главная ценность; потеря социального и экономического равенства - ее цена.

Однако индивид действует в жизни не изолированно, не в одиночку. Теория индивидуализма учит, что индивид может достичь желаемого в жизни, только научившись работать совместно с другими людьми. Поэтому в таких странах, как США, существует термин «группы по интересам», в котором заключается понимание того, что надо учитывать интересы членов таких социальных групп.

Индивидуалистическая политическая культура (подобная существующей в США) представляет политический и правовой мир как некий рынок, на котором происходит обмен общественными ценностями (например, здравоохранение, образование, строительство коммуникаций). Представители этой политической культуры относятся к избирательным кампаниям как ко времени, когда кандидаты, соревнуясь между собой, «покупают» голоса избирателей. Интересы и права индивида стоят на первом месте. Легче обмениваться индивидуальными интересами, чем коллективными. Общественное благо понимается как результат здоровой конкуренции и индивидуальных интересов на политическом рынке.

Индивидуализм развит в США отчасти потому, что американцы отличаются большой общественной активностью. Это звучит парадоксально, но ни в одной стране мира нет такого количества добровольных ассоциаций, как в США. И при необходимости любая из них проявляет политическую активность. Для некоторых людей эти ассоциации являются примером гражданского республиканизма.

2. Государственно-ориентированная (государственная, этатиская) политическая культура имеет глубокие исторические корни, например, в античной Спарте. Некоторые исследователи к такому типу относят Россию советского периода, когда политическая культура представляла милитаристское, бюрократическое государство, в котором общественный продукт производится и распределяется им же, главной ценностью являются интересы общества, индивид должен поступаться своими интересами перед общественными. Государство при этом может быть авторитарным, управляемым одним руководителем или группой руководящих лиц, или неавторитарным, или даже демократическим.

Действия государства и правительства определяются Конституцией, хотя история имеет пример принятия демократической по духу Конституции СССР 1936 года и полное расхождение с реальной политической практикой тоталитарного государства.

Государство требует от гражданина лояльного отношения к действиям правительства, участия на добровольных («общественных») началах в государственных организациях и органах. Гражданский долг понимается как законопослушность и обучение молодого поколения тому же. Главные ценности - равенство и безопасность, ценой их является потеря индивидуальной свободы.

3. В гражданской политической культуре преобладает идеология республиканизма. В гражданской политической культуре общественное благо есть результат мирной дискуссии и достижения консенсуса между чувствующими ответственность за общество гражданами и руководителями, которые добровольно жертвуют личными интересами во имя общества. Механизм взаимодействия государства и негосударственных общественных институтов определяет конституция.

Главная цель таких граждан - жить в соответствии с аристотелевским принципом праведной жизни, что означает жить в соответствии с этическими принципами. Гражданин теряет свободу в ее индивидуалистическом понимании.

Гражданская политическая культура рассматривает политико-правовые отношения как содружество. Приоритет за обществом, а не государством или индивидом. Такая модель общества в современном мире существует в маленьких европейских демократических государствах (Швейцария, Нидерланды, Швеция). Здесь прочные позиции занимает кальвинистское или лютеранское мировоззрение. Эта политическая культура существует в некоторых государствах, где сильны гражданско-республиканские традиции (Флоренция и Италия, северо-восточные штаты США, куда ее перенесли переселенцы из Европы).

Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрывали через набор качеств ее носителя:

1. Общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое осознание этого факта.

2. Высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области.

3. Чувство гордости за политические институты своей нации.

4. Ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц.

5. Желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых.

6. Открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений.

7. Чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам.

8. Компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан.

9. Компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола.

10. Вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположения о всеобщем участии граждан в политике.

Гражданский республиканизм развит в Швейцарии, где гражданство дается сначала в кантоне, в котором гражданин должен занимать активную гражданскую позицию и где у него есть возможность не только голосовать за своего представителя, но и участвовать в прямом голосовании в референдумах по политическим вопросам.

Традиционалистическая политическая культура существует в экономически развивающихся государствах. Первичный социальный элемент - семья. Такая политическая культура стремится воспользоваться готовыми религиозными формами. Традиционализм характерен для Сицилии, где действует большое количество обществ взаимопомощи и проектов по взаимопомощи, в которых на местном уровне жители с охотой принимают участие. Традиционализм имеет хорошую почву во многих мусульманских странах, потому что там привыкли поступать в согласии с давно написанными законами, которые надо лишь приспособить к местным условиям.

Важно отметить, что каждая политическая культура имеет свои проблемы. Так, индивидуализму свойственно потребительство и отчуждение; гражданскому республиканизму - давление с целью подчинения, конформизма, возможна тирания большинства; государственничеству - бюрократизация и коррупция власти, возможна тирания государства; традиционализму - стагнация и этнический конфликт. Издержками каждой политической культуры могут быть тоталитаризм и авторитаризм. Типы политической культуры имеют определенные признаки, проявляющиеся в дифференциации социально-психологических идеологических представлений, характеризующих сами типы политической культуры.

С 80-х гг. в политологии начинает укрепляться концепция неиерархичности политической культуры, признание самоценности политического разнообразия мира. Современное развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о том, что формы западной политической культуры не являются неизбежным следствием перехода к высокоиндустриальному обществу. Напротив, индивидуализм, введение светского образования, признание особой роли средних классов, защита «прав человека» и множество других особенностей, которые неотделимы от уклада жизни и культурных традиций ряда европейских стран и США, следует рассматривать как одну из возможных альтернатив перехода к постиндустриальному обществу, но не обязательно как более совершенную или более нравственную. В разных политических культурах сходные результаты могут достигаться разными способами. При этом каждая культура разрабатывает свою концепцию определенной согласованности между «правилами игры» и политическими действиями, с одной стороны, и тем, что ожидает от них народ, что он признает легитимным - с другой.

Каждый социум имеет в своем арсенале тот или иной набор политико-культурных ценностей. Анализ существующих в обществе политико-культурных ценностей является ключевым моментом изучения характера и особенностей его политической культуры.

А что же, собственно, можно считать ценностью? Размышляя над этим, М. Хайдеггер выстраивал следующую цепь рассуждений: «Ценность - это значимое, стоящее; только то, что значимо, - ценность. Но что значит значимо? Значимо то, что играет важную роль. Значимость есть род бытия. Ценность имеет место только в том или ином ценностном бытии». Действительно, невозможно говорить о ценностях вне реальности и политических процессов, одновременно ценности присущи и индивидам, и социальным группам. Политические ценности играют доминирующую роль в политическом сознании. Ценности различаются по своей целевой ориентации.

Весьма полезной представляется проблема классификации ценностей. Например, Н. Гартман выделил следующие их виды: ценности блага, ценности удовольствия, жизненные ценности, нравственные ценности («добро» и др.), эстетические ценности, познавательные ценности («истина»). Однако политические ценности не выделены отдельно. Ф. Ницше в своих философских работах полагал возможным отнести к высшим ценностям «социальные ценности».

Весьма интересна классификация ценностей в трудах Брасова. Действительно политические ценности чрезвычайно важны. Они используются для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, отдельных социальных групп, человека. Представляют собой «предпочтительное признание социальными субъектами (индивидами, группами, классами) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленное их социальным опытом». Они мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп.

Политическая культура - это многомерное явление, имеющее глубокие исторические и психосоциальные корни. Наряду с рациональными позициями и целевыми действиями в ее рамках существуют феномены, обусловленные иррациональными и в силу этого не поддающимися простому причинно-следственному объяснению факторами.

Определяя ареал политической культуры, следует исходить из того, что применительно к сфере политических отношений она характеризуется всеобщностью присутствия. Политическая культура как бы растворена во всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического процесса. Иначе говоря, эти отношения пронизаны определенными политико-культурными феноменами, несут на себе следы их воздействия.

В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Первые определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты - это те, которые поддаются изменениям в силу действия кратковременных факторов: политические настроения, быстроменяющиеся политические взгляды, оценки и др.

Политическая культура - составная часть общественно-исторической почвы, в которую входят традиции, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание. Характер политической культуры определяется ценностями, утвердившимися в общественном сознании. Об этом пишет и Р. Инглхарт: «Культура играет гораздо более значительную роль в становлении демократии, нежели предполагалось литературой последних двадцати лет. Возникновение ценностей доверия, терпимости, благосостояния и соучастия, воспринимаемое в рамках дихотомии «выживания» и «самовыражения», кажется особенно важным. Демократию невозможно учредить с помощью институциональных перемен или манипуляций правящей элиты. Ее выживание в основном зависит от ценностных установок и убеждений простых граждан».

С.Л.Шехтер классифицирует культурные ценности, выделяя витальные, социальные, моральные, религиозные, эстетические, политические и включает в них конкретные нормативно-ценностные категории. Противоположные взгляды разных ученых отражают неоднородность самого политического сознания.

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, Пермь