Школа - это в широком смысле слова важнейший институт воспитания ребенка, институт социализации подрастающего поколения, институт образования личности - образования ее нравственных и когнитивных качеств. В своем истинном назначении школа и педагоги создают душу ребенка, рождают ребенка духовно и нравственно - как родители рождают его физически. «Учитель - второй родитель», - сказал великий философ Платон.
Необходимо создать такую образовательную - следовательно, обучающую, воспитательную и развивающую - среду, которая была бы психологически комфортной для полноценной реализации образовательных и воспитательных функций школы, которая стимулировала бы все стороны триединого образовательного процесса на активную учебную и воспитательную деятельность, на деятельность по развитию всех сторон личности подрастающего человека - ученика.
Именно личностные качества учащегося, формируемые в соответствующей образовательной среде, являются основой для формирования и успешного развития его познавательных способностей, как это указывается в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Личность человека, а тем более личность ребенка, есть тот фундамент, на котором строится все обучение. Личность ребенка есть одновременно и отправная точка, и цель всякого образовательного и воспитательного процесса. Развитие духовно богатой и нравственно здоровой личности, свободной и самостоятельной, имеющей активную гражданскую позицию и обладающей навыками самодеятельности и самообразования, поставлено ныне во главу угла в современном российском образовании, базирующемся на личностно ориентированном и системно-деятельностном подходе.
Образовательная среда новой школы и должна создавать все необходимые условия для осуществления данной личностно-деятельностной концепции. Человек есть всегда субъект своей деятельности, но никогда не объект для манипулирования им другим человеком, никогда не некий плацдарм, испытательный полигон для проведения различных педагогических экспериментов.
Развитие свободной и осознанной субъектности ребенка и есть, по моему глубокому убеждению, основная, сущностная задача новой школы, конкретнее - основная задача воспитательных структур школы. Человек - свободный и ответственный субъект своей деятельности, субъект развития, обучения, воспитания, формирования своей личности, своих социальных связей. Именно поэтому такое большое значение в современной школе уделяется самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитию умений и навыков свободного целеполагания своей образовательной траектории, развитию волевой мотивации к познавательной деятельности.
Но ведь эти знания, умения и навыки, получаемые в ходе обучающего развития школьника, не замыкаются только в пределах узкой предметности, в узкокогнитивной сфере - они, что очень важно, обнимают собой все аспекты личностного, психического, духовно-нравственного, как познавательного, так и эмоционального развития подрастающего человека, становящейся личности, они, эти знания, умения и навыки, и формируют личность. То есть собственно полноценное обучение становится, преобразуется - а иначе и быть не может - в полноценное воспитание, в плодотворное развитие личности.
Педагогическая профессия - это самая что ни на есть работа в парадигме «человек - человек», работа, требующая предельно личностного человеческого контакта, сотрудничества, взаимопонимания. Нет такого контакта - и никакие мудреные педагогические, а тем паче информационные, компьютерные технологии не помогут. Мы имеем дело с детьми - это каждодневные близкие контакты с подрастающими людьми с пока еще неустойчивой, нестабильной эмоционально-психологической сферой становящейся, растущей личности; и от того, как мы выстроим эти личностные отношения, и будет зависеть успех нашей педагогической деятельности - обучающей, воспитательной и развивающей.
Мы живем в огромном хаотичном социуме современного мегаполиса, который постоянно - и по возрастающей - оказывает свое влияние на личность и развитие ребенка, влияние зачастую негативное. Мегаполис - это и возможность (обучения, работы, карьеры - социальной мобильности), но и опасность. Школа призвана закалить тот нравственный стержень в ребенке, без которого его личность может не устоять в беспрерывно меняющейся внешней среде, в динамично развивающейся социальной ситуации. Без этого нравственного стержня личности может грозить угроза морального распада, человеческой деградации. Наша стратегия на будущее - это сохранение личности, удержание ребенка в силовом поле этических категорий и норм, формирование человека в ребенке, по сути - создание общества через воспитание ребенка - созидателя этого будущего общества.
Лучшая инновация в школе - это возрождение и удержание каждодневной практики доверительно-личностного общения ребенка и учителя, того общения, которого (как я вижу это постоянно в школе на примере многих детей) так не хватает современным детям. Может быть, школа и останется островом душевного комфорта, доверия и эмоциональной «разгрузки» для людей - педагогов, учеников и их родителей - в сумасшедшем, донельзя технизированном, информатизированном и - не дай бог! - обезличенном, бездушном мире будущего социума, взмывающего вверх к высотам технического прогресса, но рискующего оставить человеческую душу где-то далеко позади.
Новая школа должна быть, по моему глубочайшему убеждению, школой взаимопонимания и доверия, сотрудничества и кооперации, школой плодотворной совместной деятельности учащихся и педагогов. Такая школа и будет истинным институтом социализации, институтом формирования не просто грамотных и образованных людей, но школой формирования личностей - граждан и патриотов своего Отечества.

Вячеслав КОРПАЧЕВ, учитель истории и обществознания школы №1987