Наша маленькая страна - это веселые детские голоса, умные головушки, умелые трудолюбивые ручки и открытые любящие сердца. Жизнь удивительных героев нашей маленькой страны насыщенна и разнообразна: дети постигают основы грамоты и математических представлений на увлекательных занятиях, готовятся к веселым выступлениям на музыкальных праздниках под руководством профессиональных музыкантов, учатся быть сильными и выносливыми на занятиях физкультурой, фитнесом и плаванием, изучают английский язык, рисуют, лепят и, конечно же, играют. Всем этим премудростям дети учатся под руководством мудрых и талантливых педагогов. К сожалению, современная насыщенная жизнь взрослых не всегда позитивно сказывается на качестве прохождения ребенком дошкольного этапа жизни. Часто взрослые, стремясь идти в ногу со временем, форсируют темпы развития детей, упрощая их интеграцию в свое взрослое сообщество, что неизменно приводит к обеднению детского развития. В последнее время прослеживается тревожная тенденция - взрослые фактически разрушают необычный мир детских игр и фантазий, превращая их в элемент массовой индустрии детских развлечений или средство для достижения неких дидактических целей. В результате у детей исчезает естественное ощущение и переживание чудесности. Сказка уже не воспринимается как чудо, а игра - как событие.
Дети перепрыгивают ступеньку в развитии и научаются смотреть на мир глазами взрослых. Слабо развивается воображение, что препятствует развитию творческого потенциала детей. Именно дошкольное детство является основным периодом для формирования воображения, появляющегося в игре и плавно переходящего во все виды детской деятельности. Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями, а творческая деятельность строится при его активном участии. Проанализировав проблемы творческого развития дошкольников, педагоги постарались расширить и углубить процесс познания через организацию разного вида творческой деятельности.
С этой целью была создана уникальная лаборатория «От творчества к мысли» - это объединение любознательных и активных детей и взрослых. В течение года проходили игровые, релаксационные, творческие встречи с детьми, родителями и детско-родительскими парами, воспитателями, где у всех была возможность играть, общаться, фантазировать и творить. Педагоги дошкольного отделения накопили опыт творческой работы в различных арт-терапевтических направлениях: это роспись по камню, игры с камнями, с тканью и цветным песком, элементы игровой акватерапии, сказкотерапии, куклотерапии, музыкотерапии.
Особенно увлекательной для детей и взрослых стала роспись обычных камней. Взаимодействие с изобразительными материалами оказывало на детей стимулирующее воздействие, помогало учиться проявлять инициативу и самостоятельность, давало выход эмоциям и позволяло раскрыться творческому потенциалу.
Начав расписывать камни, мы исходили из потребности ребенка отразить свой внутренний мир, оставив яркий, неповторимый след на частичке мира природы. Расписанные детьми и взрослыми камни затем использовались в различных играх и упражнениях. Так родились игры «Камень-путешественник», «Придумай слово», «На что похоже?», «Волшебный алфавит», «Конструктор образов», помогающие развивать логику, внимание, восприятие, связную речь, гибкость мышления, креативность.
Затем у старших дошкольников появился «Необычный зоосад». Создание и включение в игру образов необычных животных привело к рождению у детей цикла сказок, которые нам оставалось лишь записать.
Яркой демонстрацией результатов проведенной работы послужило участие нашего дошкольного отделения в мастер-классе «Волшебство на морском дне», проходившем в рамках ежегодного фестиваля «Наши общие возможности - наши общие результаты».
На мастер-классе были представлены техника росписи камней и инсталляция аквариума из бросового материала. Наши талантливые участники под руководством педагогов волшебством своего воображения и умелых ручек создали настоящий подводный мир. Неподдельный интерес детей и взрослых вызвала сама техника росписи камней акриловыми красками, и вскоре к этому творческому процессу присоединилась значительная часть гостей фестиваля. Образы причудливых рыбок, лягушек, крабов получались яркими и непохожими друг на друга. С некоторыми «каменными друзьями» их авторы не смогли расстаться и уносили частичку своего творчества с собой. Все участники, от малышей до старших школьников, были погружены в создание морских образов на самых обычных камнях. Каждый привнес в инсталляцию свое уникальное видение подводных обитателей. На данном фестивале наш творческий мастер-класс имел большой успех среди гостей арт-субботы.
Итогом творческой работы нашего педагогического коллектива явилось понимание родителями важности формирования творческого начала в ребенке. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка гармонично развитой личностью, а внутренняя гармония невозможна без творческого мышления и умения находить нестандартные решения. Научив детей творчески осваивать новые способы деятельности и преодолевать трудности и противоречия, взрослые тем самым передают им символический ключ, который откроет дверь в удивительный и прекрасный мир и поможет ребенку найти в нем свой путь.

Татьяна ТЕРЕНТЬЕВА, педагог-психолог;
Светлана ШОРОХОВА, руководитель методического объединения воспитателей школы №1319