В чем-либо рассуждать всегда проще, когда обращаешься к примерам. Итак, вообразим такой случай: с самого первого класса дети школы №1319 учат английский язык. В среднем уже к десяти годам ученики знают немало о достопримечательностях Лондона, истории его основания, государственном устройстве и могут смело рассказать об этом на английском языке. К седьмому классу расширяются кругозор, словарный запас, растут амбиции, уверенность в себе и своих способностях - дети думают на двух языках. Многие, возвращаясь из школьной поездки в Англию, с гордостью объявляют родителям о том, что «всё понимали и все понимали их». На пороге старшей школы ученики, складывая в папку очередные грамоты о победах в языковых олимпиадах и конкурсах, вытягивают шею, чтобы лучше увидеть очередную «гору» на своем пути, которую сами же воздвигают и которую жаждут покорить, - международные экзамены. Постоянное движение вперед, саморазвитие, самообразование стали привычкой. Иностранный язык - обыденностью.
С пятого класса к английскому добавляется один из двух других европейских языков - французский или немецкий. Дети учатся совмещать в голове разные миры, разные культуры, разные манеры речи. К восьмому классу каждый ученик без всяких трудностей может поговорить с вами об экологии Германии или географическом положении Франции. И тем не менее в пять часов он словно сменит языковой регистр в голове и прервет беседу, чтобы предложить вам чашечку чая. Такие молниеносные путешествия с одного берега Ла-Манша на другой привычны. Два языка - дело нелегкое, но реальное, если есть возможность их изучать на подобающем уровне.
Вряд ли кого-нибудь можно удивить рассказами о том, как преподается в школах русский язык. Казалось бы, везде все одинаково: сначала крючки, палочки, потом прописи, дальше - диктанты, изложения, после - сочинения... От сухости никуда не деться, правильный родной язык должен зайти в подкорку мозга. А это становится возможным только путем постоянной отработки пройденного материала: упражнения, тесты, снова упражнения... Но «куда девали бунт пушкинский»?
В школе №1319 русский язык становится интересным для детей. Откуда пришло слово? Почему оно теперь звучит так? С чем связан тот или иной фразеологизм? Какова логика развития языка? «Не все так сложно, как кажется», - пытаются сказать учителя, прокладывая собственные пути к разуму учеников. «Не все так сложно, как кажется», - понимают дети, когда на примере привычного заезженного стихотворения про снегиря видят, как теряют свой страшный сложный «вид» термины «эпитет», «метафора», «оксюморон»... Победа учителя (очень частая в стенах школы №1319) - вопрос с последней парты: «А почему Лермонтов здесь использовал именно это русское слово?» Детей учат думать и любить свой язык. Детскому интересу не дают погаснуть, объединяя мир русского языка и русской литературы как предметов. Детей хотят слышать, невзирая на трактовки школьной программы, утвержденной Минобрнауки. Дети экспериментируют, ищут свою истину в прочитанных миллионами людей произведениях, делятся своими впечатлениями и наработками, потому что есть такая возможность.
Дети, разбирая документы, карты, свидетельства, мемуары, портреты, улавливая ту тонкую нить мойры, на которую, словно бусины, нанизаны события многовековой истории человечества, погружаются в историю мира и своей страны - потому что есть такая возможность.
Дети, семь часов в неделю поддерживая ментальную связь с Евклидом и Пифагором, нахмурив брови и скрипя шариковыми или гелевыми «перьями», осознают, почему математика действительно царица наук, потому что есть такая возможность.
Дети, не теряя концентрации, способны одной рукой считать сальдо миграции, а другой - анализировать процесс образования циклона в определенном регионе, потому что есть такая возможность.
Дети, не обращая внимания на дрожь в коленях и руках, выходят к трибуне или на сцену с докладом, речью, песней, стихотворением, прозой, с каждым разом становясь громче и увереннее, - потому что есть такая возможность.
И что же есть свободный выбор, спросите вы? Свободный выбор - это возможность ознакомиться с множеством вариантов, погрузиться в них и прочувствовать их, чтобы после принять решение. Выбор между смертью и рабством не свободный. Он ограниченный обстоятельствами. Он жестокий. Он узкий. Но не свободный.
В школе №1319 детям приоткрывают двери почти в каждую профессию (экономиста, журналиста, филолога, лингвиста, математика, географа, химика, медика, биолога, программиста, физика), чтобы позже дети смогли на основе того, что узнали и поняли, сделать правильный выбор. Ведь это очень важно - уметь ответить самому себе на вопрос «Что я хочу?», особенно когда не за горами институт, а значит - будущая профессия.
На мой вопрос мне помогли ответить. И я еще ни разу не пожалела о сделанном свободном выборе.
Я училась в школе №1319 с первого класса. Сейчас я студентка 2-го курса факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ, и, если быть честной, благодарность родной школе растет с каждым днем. Знание языков, умение говорить с людьми (отточенное на сцене и различных конференциях в стенах и за пределами школы), достаточно высокий уровень знаний даже в далеких от моей профессии сферах (химия, физика, география) - все это спасает меня почти ежедневно. Только теперь ответ на вопрос «А зачем мне такой-то предмет, если я совершенно не буду им заниматься в будущем?» становится для меня и моих бывших одноклассников как никогда четким и ясным. Жизнь - штука непредсказуемая, но нам, ученикам школы №1319, очень повезло: о нашем будущем позаботились с настоящей родительской любовью обитатели «второго дома». Нас постарались заботливо укутать в «телогрейки» знаний и «тулупы» различных навыков перед отправкой на холод и мороз взрослой жизни.
Пока мы не замерзли. И не собираемся. Потому что мы привыкли идти только вперед, даже когда тяжело и слишком много камней на шее. Нас закалили. Трудности нам не страшны. Смело идем вперед.
Per aspera ad astra.
Через тернии к звездам.

Диана КОВАЛЕВА, выпускница школы №1319, студентка факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ