Специалисты службы знакомят малышей с художественной литературой, музыкой, театром, окружающим миром, прививают интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, развивают речь и познавательные способности. Очень много внимания уделяется налаживанию положительного контакта родителей с ребенком и работе с родительскими тревогами: «А вдруг его обидят?», «У нас слабый иммунитет!», «Он ведет себя не как другие дети!». В службе ранней помощи тщательно подбираются психолого-педагогические методики и тактики, для того чтобы максимально раскрыть потенциал каждого ребенка и найти его сильные стороны.

Театральное творчество в службе ранней помощи
Опыт работы показал, что театральное творчество благоприятно сказывается на эмоциональном и познавательном развитии детей, помогает эффективно скомпенсировать отставание в формировании тех или иных психических функций, навыков и умений. Перевоплощение в образы персонажей - это отличный способ изучить характеры, виды поведения и взаимоотношений, научиться выражать эмоции, ознакомиться с разными чувствами.
В связи с этим в службе ранней помощи широко реализуется театральное направление - дети участвуют в постановках сказок.
Работа строится поэтапно. Сначала педагоги читают ребятам сказку, они рисуют персонажей и сюжеты либо мастерят их из бумаги, ткани, теста, пластилина и прочих материалов. Далее организуется театрализованная деятельность, в которой дети знакомятся с разными видами театра: би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, театр масок. Затем начинается подготовка к перевоплощению в образ героя - на музыкальных занятиях малыши слушают фрагменты сказки и с помощью взрослого подбирают подходящие к образам и персонажам композиции. В танце и движении ребята стараются подражать героям, показывая их характер и манеры.
Значимая часть работы - вовлечение родителей в творческий процесс. Вместе с детьми они смотрят мультфильмы по сказке, готовят костюмы к выступлениям и участвуют в постановках. Это помогает объединить усилия в преодолении трудностей у ребенка и наладить положительный контакт между членами семьи.
Завершающий этап работы - непосредственно детско-родительская театральная постановка, одна только подготовка к которой дарит столько эмоций, пользы и радости! В результате ребенок получает первый и важный навык публичных выступлений, а родители - опыт взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
Результаты работы, которые мы ценим
Театральное творчество в службе ранней помощи помогает детям быстрее скомпенсировать дефицит эмоционального и познавательного развития, они становятся увереннее в себе, любознательнее и самостоятельнее, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми, учатся выражать разный спектр эмоций. Когда ребенок пытается звукоподражать героям сказок, активно интонировать, имитировать мимику, передавать характер персонажа, у него наблюдается прогресс в развитии образного мышления и речи. Также на театральных занятиях дети учатся управлять своим телом, что крайне важно не только при наличии проблем с опорно-двигательным аппаратом, но и для формирования пространственных представлений и навыков самоконтроля. Как следствие наблюдается улучшение мелкой и крупной моторики - дети становятся более ловкими, могут правильно держать карандаш, кисть, у них улучшается координация движений.
Когда специалист может назвать алгоритм достижения результатов в своей работе и добиваться их вновь - это самая высокая и главная оценка его профессионализма.

Екатерина ФЕДОРИНА, педагог-психолог территориального отделения «Люблино» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы