Проект «Молодежь в диалоге» представляет собой комплексную программу работы школы с обучающимися, в основу которой положены основные принципы образовательной политики города Москвы, направленные как на обновление содержания образования в рамках реализации ФГОС, так и объединяющие в себе интеллектуальную и навыковую составляющие - ключевые компетентности в сферах самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой деятельности.
Проект «Молодежь в диалоге» в своем развитии охватывает несколько направлений деятельности и разные возрастные категории обучающихся:
1. Международный научно-культурологический фестиваль «Евроада» (Германия - Нидерланды - Бельгия) - 11-е классы;
2. Международные школьные обмены, в том числе сетевые межшкольные обмены совместно со школой №2121, - 9-10-е классы;
3. Языковые образовательные программы:
- обучающие поездки в Германию, Англию совместно с учебным центром Гете-института - 5-10-е классы;
- летний профильный лагерь для младших школьников «ABC-Land» - 2-4-е классы;
- летний выездной профильный лагерь «Зорничка» (Словакия) - 6-8-е классы;
4. Сетевой окружной профильный лагерь «Юный журналист» - 8-10-е классы;
5. Школа - участник программ и проектов ПАШ ЮНЕСКО - 8-11-е классы;
6. Педагогический диалог - обмен педагогами, конференции, педагогические чтения, в том числе межрегиональные и международные, в течение всего времени реализации проекта.
Школьный обмен является особой формой международной деятельности в школе, так как позволяет старшекласснику по-новому посмотреть на свой край, город и свою Родину, не просто показать гостю главные достопримечательности Москвы, а передать любовь к своему городу и району, с гордостью и уважением рассказать о своем народе, его культуре и духовных традициях. В ходе обмена участники живут в семьях, что позволяет сравнить и осознать традиционные ценности семьи в России и странах Европы.
Все мероприятия обмена организованы так, чтобы учащиеся смогли в реальных условиях межкультурного взаимодействия креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, сотрудничать в ходе проектной деятельности. В ходе обмена участники в смешанных группах работают над проектами, выполняют задания во время посещения музея и экскурсии или прогулки по городу.
Успех школьного обмена во многом зависит от того, насколько учащиеся могут в ходе совместных проектов выслушивать и уважать мнение другого, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Эти способности старшеклассника проходят своеобразную проверку в ходе школьного обмена, их формирование является задачей на любом уроке и во время участия в других культурологических проектах школы.
- Обмен - потрясающий опыт и незабываемые впечатления, - говорят Анна Сомова и Ксения Королева, выпускницы школы №2012 «Миротворец», студентки 1-го курса РХТИ, МИРЭА. - И если вам выпадет шанс поучаствовать в подобном мероприятии, ни в коем случае от него не отказывайтесь!
Ежегодно старшеклассники нашей школы участвуют в международном культурологическом фестивале «Евроада».
- Мы познакомились на форуме с ребятами, которые приехали из разных стран мира, - рассказывает Валерия Калинина, выпускница школы №2012 «Миротворец», студентка 1-го курса МГПУ, факультет иностранных языков. - Мы всю неделю находились в диалоге, пытались понять друг друга, услышать о проблемах и найти решения. Мы понимаем, что будущее зависит именно от нас.
Наша школа №2012 является активным участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Приоритетные для нас направления:
- изучение всемирного культурного и природного наследия;
- развитие межкультурной коммуникации и толерантности;
- экология и охрана окружающей среды;
- права человека,права ребенка, демократия и ненасилие, содействие укреплению мира.
- Я смотрю в будущее! - восклицает участник международного молодежного экологического форума «Одна планета - одно будущее» в международной экологической акции «Спасти и сохранить» Денис Широких. - Меня заботят экологические проблемы. Все мы живем на планете Земля, мы должны ее оберегать, чтобы будущие поколения увидели ее красивой и цветущей.
Некоторые проекты проходят под руководством депутата МГД А.Р.Палеева. Это прежде всего «Диалог культур» - программа экскурсий для старшеклассников и «Школьный каравай - объединяем страну», в рамках которого московские школьники с помощью телемоста обсуждали с ребятами из школы №12 Пятигорска вопросы, связанные с преподаванием курса «Основы религиозных культур и светской этики». Уверены, что даже такие онлайн-встречи рождают у школьников чувства единства культур народов России, патриотизма, гостеприимства и миролюбия.
«Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Старшеклассники школы №2012 стали участниками проекта Еврейского музея и центра толерантности «5 шагов толерантности». Дважды в месяц они посещают занятия в центре, которые проходят в форме тренингов, целью которых являются профилактика экстремизации молодежи и  увеличение ее конструктивной социальной активности.
Действительно, восприятие мира, а иногда и происходящие события зависят от нашего настроя, от угла зрения. Готовы ли мы быть открытыми? Признаем ли мы свое право отличаться от других и право других быть непохожими на нас? Готовы ли мы становиться активными, чтобы менять мир к лучшему?
Школа является организатором межрайонного молодежного форума юных журналистов «В пространстве Синема», который в 2016-м был посвящен Году российского кино и в котором приняли участие ребята из школы №1987, школы №2121, школы №460, лицея №1547, школы №2087 «Открытие», а также студенты магистратуры Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова. Ребята познавали не только мир искусства кино на примерах отечественного кинематографа великого Э.А.Рязанова, но и знакомились с историей советского времени, погружаясь в диалог с прошлым.
- Мне хотелось бы обратиться ко всем учащимся 10, 9 и 8-х классов от лица всех нас, выпускников, - говорит Екатерина Тетерина, выпускница школы №2012, студентка 1-го курса МИФИ, факультет международных отношений. - Участие в проекте «Молодежь в диалоге» натолкнуло меня на мысль поделиться с вами своим видением пути каждого из нас в контексте деятельности школы. Мы, конечно, не были пионерами международной деятельности и других культурологических проектов, и где-то наши первые шаги в этом направлении проходили по следам наших предшественников и педагогов. Но  количество проектов и их высокий уровень позволяют нам гордиться своими достижениями и теми качествами, которые мы приобретали, участвуя в них. Это были определенно шаги к успеху! Сегодня я с уверенностью могу сказать, что специализация нашей школы на изучении двух языков - английского и немецкого - и высокий уровень их преподавания предполагают возможность участия в языковых программах, в первую очередь  школьных культурных обменах. Не лишайте себя возможности изучать много языков! Ведь никогда не знаешь, какие возможности тебе представятся через пару лет. Я часто возвращаюсь мысленно к определенным моментам, будь то заданный мной вопрос королеве Швеции, который при восстановлении его в памяти наделяет меня, кажется, неисчерпаемой мотивацией, лишает страха перед аудиторией. После того как я вернулась в Москву, мне не хотелось останавливаться, я пробовала себя в участии в других проектах. Достижение новых целей, порой высоких, стало для меня необходимостью. Каждый проект, в котором я принимала участие, оставил свой след, например, международная смена в Якутии «Я - гражданин мира». Участие в проектах позволило в будущем не бояться преград, а смело шаг за шагом преодолевать их.

Анна МЯГКОВА, директор школы №2012