Так уж сложилось, что с именем Ломоносова в Архангельской области связано очень многое. На ум приходят и Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова, и месторождение алмазов имени М.В.Ломоносова, и даже федеральную трассу М-8 долгое время называли «ломоносовский тракт». Я уж молчу о Холмогорах и селе Ломоносово, где образ великого помора присутствует едва ли не в каждом доме.
Сегодня стратегическую задачу Министерства образования региона я вижу в сохранении и развитии наследия М.В.Ломоносова и создании условий для появления ярких и успешных ученых здесь, на Архангельской земле, для этого, кстати, делается немало.
К слову, поддержка талантливой молодежи всегда была в приоритете, ведь даже Михайло Ломоносова кто-то направлял и поддерживал. Сегодня историки сходятся во мнении, что даже учеником Московской славяно-греко-латинской академии талантливый помор стал благодаря протекции и поддержке ректора - архиепископа Германа (Копцевича). С чего бы, казалось, оказывать помощь крестьянскому сыну? Загадка разгадывается просто: архиепископ Герман, будучи местным архиереем, курировал ту самую Холмогорскую славянскую школу, в которой, считают историки, и получал начальное образование будущий ученый. Архиепископ просто знал талантливого мальчишку и сумел помочь тому в стремлении получить дальнейшее образование. Вот так и во времена Ломоносова поддерживали талантливую молодежь. И эти традиции мы продолжаем сегодня.
Работа с детьми начинается уже в детских садах и школах - это проектная деятельность педагога и ученика, с результатами которой школьник выходит на школьную конференцию, городской научный форум. Этим учителя вовлекают ребенка в мир науки, который начинается для малыша с изучения, например, капли воды или особенностей климата родного края, истории поселения. Интерес школьников к регулярно проводимым Ломоносовским чтениям возрастает, мы видим, как подрастающее поколение заинтересованно изучает наследие великого земляка, предлагает свои идеи и разработки.
А еще школьники Архангельской области активно и весьма успешно принимают участие в предметных олимпиадах различных уровней. Так, например, Всероссийская олимпиада ежегодно проводится по 24 предметам учебной программы. Свои навыки и знания демонстрируют ученики 5-11-х классов. За три последних года наши ребята завоевали 41 диплом в главных финалах предметной олимпиады. Практически ежегодно у нас есть победители. Это позволило региону войти в число 20 лучших регионов по работе с талантливыми ребятами. Несомненно, большая заслуга в таком успехе принадлежит педагогам, которые занимаются с теми, кто стремится узнать больше.
Кстати, стоит обратить внимание не только на олимпиадников, но и на тот факт, что за последние несколько лет в Архангельской области растет количество выпускников школ, показавших особые успехи в учении. В 2016 году золотые и серебряные медали получили 537 одиннадцатиклассников, это почти на 40 человек больше, чем в 2015 году. Это и есть те самые «маленькие Ломоносовы», которым предстоит в будущем развивать нашу область и решать уже серьезные научные задачи.
Ну а о том, что регион заинтересован в том, чтобы талантливые ребята учились здесь и впоследствии оставались жить и работать, и говорить не приходится. Перед Поморьем сегодня стоят важные задачи, в том числе и в деле освоения Арктики, а значит, и свежие кадры крайне необходимы. Именно поэтому в этом году губернатор Архангельской области Игорь Орлов поручил организовать Ломоносовский целевой прием по приоритетным для экономики и социальной сферы Поморья направлениям и специальностям. В первую очередь это касается инженерно-технических направлений подготовки, педагогических и медицинских специальностей. Пилотной площадкой для реализации новой инициативы в 2016 году стал Северный (Арктический) федеральный университет. Среди его первокурсников определят 19 лауреатов губернаторской Ломоносовской стипендии.
Кроме материальной поддержки участники Ломоносовского целевого приема смогут рассчитывать и на поддержку своих образовательных инициатив. Ребятам будут помогать на протяжении всего обучения, чтобы в дальнейшем молодые специалисты смогли трудоустроиться на предприятиях Архангельской области.
Мечта Михаила Ломоносова реализовалась - на его родине есть не только университет, но работает крупный исследовательский центр, призванный развивать научную мысль и изучать те самые «северные моря», о которых писал ученый. Сегодня можно смело сказать, что Архангельск вернул себе право называться научной столицей Севера.
А начинается все с кропотливой работы педагога в школе, нацеленной на поддержку талантливых ребят. Им, как в свое время и Михайло Ломоносову, нужно только помочь, а дальше уже они будут диктовать новые страницы истории образования и науки на Русском Севере.