- Виктор Антонович, сегодня кажется незыблемым утверждение, что Ломоносов - это наше всё в науке. Но национальная наука и мировая - это разные величины и масштабы. С глобальной точки зрения, как можно оценить его вклад в мировую науку?
- Да, к Ломоносову вполне применимы слова, сказанные в свое время про Пушкина, - «наше всё». Всё и в истории науки в нашей стране, и в истории Московского университета, которые порой неразделимы. Что касается разделения науки на национальную и мировую, то в связи с этим вспоминаются слова Чехова о том, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. Соответственно нет и мировой науки, есть просто наука, которую, кстати, Ломоносов определял как «ясное познание истины, просвещение разума». Что касается вклада Ломоносова в науку, то мне уже приходилось говорить о том, что он колоссален. Отмечу наиболее значительные открытия и достижения в самых разных областях знания: открытие атмосферы у Венеры, закон сохранения материи, понимаемый как всеобщий закон природы, корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения вещества, объяснение происхождения северного сияния, изобретение многих инструментов и многое другое. Но это не весь ответ на ваш вопрос.
Ломоносов был не только великим ученым, но и, как бы мы сейчас сказали, организатором науки. Здесь надо сказать и о его активной деятельности в рамках Академии наук, о создании химической лаборатории, о выходе за пределы фундаментальной науки в область приложений (производство цветного стекла). Одним из самых важных достижений Ломоносова я бы назвал проект Московского университета, разработанный им вплоть до названия кафедр и отправленный в письме Ивану Ивановичу Шувалову. Именно Московский университет сыграл определяющую роль в развитии науки в нашей стране: здесь создавались первые научные общества России, формировались научные школы, получившие впоследствии мировое признание, здесь готовились и продолжают готовиться высокопрофессиональные кадры, здесь делались и продолжают делаться важные научные открытия.
- А какие из его открытий видятся вам особенно актуальными именно сейчас и почему?
- Пожалуй, в первую очередь надо сказать о тех исследованиях Ломоносова, которые важны для космофизики. Объясняя природу полярных сияний, Ломоносов изобразил электромагнитные свечения в атмосфере, которые очень похожи на открытые недавно транзиентные световые явления. Мы не случайно назвали недавно запущенный университетский спутник «Ломоносов» - его научная программа предполагает исследование экстремальных физических явлений в космосе, что лежит в русле того, чем занимался основоположник российской науки.
- Вы выступали с докладом о Михаиле Васильевиче на Фестивале науки, то есть вы знаете его биографию досконально. Что, как вам кажется, можно было бы рассказывать школьникам о Ломоносове из того, что не является общеизвестным фактом?
- Биография Ломоносова наполнена удивительными событиями. Чего стоит только его путь из Холмогор в Москву - больше тысячи километров пешком зимой! Учеба в Славяно-греко-латинской академии, жизнь впроголодь, насмешки мальчишек над великовозрастным архангельским отроком. Бурная студенческая жизнь в Германии, учеба в Марбурге и Фрайберге, вербовка в прусскую армию и успешный побег из крепости, неоднократные стычки с немецкими коллегами по академии - череда ярких жизненных событий. А есть еще другая линия жизни - линия научных открытий, о которых я уже сказал, каждое из них достойно отдельного рассказа.
Как мне кажется, наиболее таинственный и не очень известный факт его биографии - вещий сон, который он увидел, возвращаясь из Германии по морю. Во сне он увидел, как тело отца во время кораблекрушения выбросило на необитаемый остров. Этот остров он видел в юности, когда ходил с отцом в море. Прибыв в Петербург, он хотел сам поехать на остров, но не смог и попросил местных рыбаков, отправив координаты, поискать тело отца. Рыбаки нашли тело отца Ломоносова и похоронили.
- А что лично вас удивляет, восхищает, трогает, вдохновляет в этой личности, этой судьбе?
- Прежде всего поражают сама мощь этой личности, ее титанический масштаб, беспрецедентная, как кажется, в нашей истории тяга к знаниям, подкрепленная сильным и острым умом, природным трудолюбием и неотделимая от патриотических убеждений. Ломоносов - настоящий пассионарий науки.
 - Интересно было послушать и ваше слово на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы 2012 года о вкладе Ломоносова в развитие науки о языке в России. Вы ведь считаете его «Грамматику» выдающимся научным филологическим трудом. Почему?
- «Грамматика» Ломоносова, опубликованная в 1755 году, - ровесница Московского университета. Это первая изданная на русском языке научная грамматика русского языка, уникальный труд, в котором Ломоносов предстает перед нами в еще одной ипостаси своего научного творчества - филологической. До него русский язык не был еще предметом научного описания, не было, как сейчас, массива словарей, справочников, авторитетных текстов, на которые можно опереться. Давая научное описание родного языка, он стал основоположником науки о русском языке.
Не менее важно и то, что в своей «Грамматике» Ломоносов впервые дал достойную оценку русскому языку как феномену национальной культуры, поставив его в один ряд с языками, культурно значимыми в то время. Хорошо известно ее начало: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
- Заслуга Ломоносова ведь еще в том, что он впервые сформулировал русский научный язык. До него лекции в Московском университете читались на латыни!..   
- Да, благодаря Ломоносову по-русски заговорили и российская наука, и российское образование. Он положил начало русскому научному языку, фактически создал русскую научную терминологию. Это ему принадлежат такие термины, как формула, пропорция, горизонт, атмосфера, земная ось, удельный вес и др.
Среди первых профессоров Московского университета, читавших лекции уже не по-латыни, а по-русски, был ученик Ломоносова Антон Алексеевич Барсов - математик и грамматист.
Не менее важной была и переводческая деятельность Ломоносова, который решал тем самым важную просветительскую задачу, переводя на русский язык научные труды европейских ученых. Благодаря ему в России появился первый учебник по экспериментальной физике на русском языке - это был перевод с латыни его марбургского учителя Христиана Вольфа. И лекции по этому предмету он читал на русском языке. В этом Ломоносов, как и во многом другом, был первопроходцем.
- Поразительно, что Ломоносов при всем его научном складе ума был еще и выдающимся поэтом. Многие помнят еще из школьной программы такие строки: «Открылась бездна звезд полна; // Звездам числа нет, бездне дна». А какие стихи Михаила Ломоносова любите и цитируете вы?
- Стихотворение, которое вы процитировали, примечательно тем, что в нем Ломоносов предстает перед нами как поэт и ученый в одном лице, что само по себе редчайший факт как в истории науки, так и в истории поэзии. Из поэзии Ломоносова мне особенно близки его строки о том, «что может собственных Платонов // и быстрых разумом Невтонов // Российская земля рождать». Эти слова вошли в гимн Московского университета.
Важно вспомнить и об «Оде на взятие Хотина», в которой Ломоносов фактически стал реформатором русской поэзии. Она написана ямбом, который был тогда непривычен для русского уха, а впоследствии стал излюбленным размером русских поэтов. Роль этой оды в истории российской поэзии оценил Ходасевич, сказав, что «первый звук Хотинской оды нам первым криком жизни стал».
- Самый крупный из космических аппаратов МГУ, как вы сказали, назван именем Ломоносова. И вот недавно стало известно, что этот спутник вкупе с глобальной сетью мониторинга космического пространства МГУ «МАСТЕР» первыми зафиксировали редкий космический гамма-взрыв с расстояния 10 миллиардов световых лет... А какими еще открытиями «Ломоносова» и наблюдениями вы гордитесь? Каковы планы его исследований?
- Спутник «Ломоносов» уже полгода успешно выполняет намеченную программу научных экспериментов, главная цель которых - изучение экстремальных явлений в нашей Вселенной. Среди них: исследования космических лучей предельно высоких энергий, гамма-всплесков - явлений в ранней Вселенной, связанных с наиболее мощным высвобождением энергии, изучение воздействия энергичных частиц в околоземном космическом пространстве на земную атмосферу. На спутнике установлен также прибор, позволяющий смоделировать коррекцию зрительного аппарата человека в экстремальных условиях космоса - практическом отсутствии гравитации.
Коротко об уже полученных результатах. Гамма-всплески - одна из загадок современной астрофизики. Здесь важны одновременные наблюдения в оптическом и гамма-диапазонах. Оборудование, установленное на спутнике, позволяет измерять эмиссию излучений в широком диапазоне длин волн. На сегодня «Ломоносов» зарегистрировал более десяти гамма-всплесков разной природы.
Установленные на «Ломоносове» уникальные мини-телескопы позволили получить изображения множества космических объектов в непосредственной близости от нашего спутника. Эти объекты, как природного, так и техногенного происхождения, представляют потенциальную угрозу как для осуществления космических миссий, так и для наземной инфраструктуры. Поэтому наш спутник можно считать прообразом будущей космической системы мониторинга астероидной опасности.