​Поминутно каждый день? Нет!

- Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 г. №536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - приказ №536).
В соответствии с п. 2.1 приказа №536 выполнение педагогической работы учителями и другими работниками, ведущими преподавательскую работу, характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (нормируемая часть педагогической работы)».
К другой части педагогической работы учителей, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
В связи с принятием приказа №536 изменился порядок регулирования другой части педагогической работы, входящей в должностные обязанности работников согласно квалификационным характеристикам, а также выполнение с письменного согласия работников и за дополнительную оплату дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, но не входящих в их должностные обязанности.
В соответствии с пунктом 2.3 приложения к приказу №536 регулирование выполнения другой части педагогической работы должно осуществляться в зависимости от вида педагогической работы.
Самостоятельно (самим педагогическим работником) регулируется:
- подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
- участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ);
- изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся.
В порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, регулируется ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме.
Организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся регулируется правилами внутреннего трудового распорядка.
Планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, осуществляется регулирование выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), а также в работе по проведению родительских собраний.
Трудовым договором с работником (дополнительным соглашением к трудовому договору) регулируется выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
Локальными нормативными актами организации должны регулироваться периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
В пункте 2.3 приложения к приказу №536 особо оговорено, что при составлении в организации графика дежурств работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
При регулировании выполнения тех или иных видов работ следует учитывать, что по своему характеру часть работ, перечисленных в пункте 2.3 приложения к приказу №536, выполняется не всеми педагогическими работниками, а с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемым ими должностям.
Кроме того, при регулировании отдельных видов работы целесообразно определять лишь периодичность их выполнения, поскольку ежедневное, еженедельное, ежемесячное их выполнение не требуется.
Следует также обратить внимание на необходимость специального регулирования локальным нормативным актом и (или) коллективным договором порядка и условий выполнения таких видов работ, как:
- выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
- участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности.
Принимая во внимание, что выполнение перечисленных видов работ, предусмотренных образовательной программой и (или) рабочей программой по занимаемой должности, связано со значительными затратами времени на их выполнение, Общероссийский профсоюз образования, например, предлагает порядком и условиями выполнения этих работ (локальным нормативным актом и (или) коллективным договором) предусматривать конкретные меры, компенсирующие затраты труда (к примеру, предоставление другого дня отдыха, установление дополнительных выплат).
Последний абзац пункта 2.3 приложения к приказу №536 предусматривает, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), должны предоставляться гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. При этом педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что рабочее время учителей и других педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, может быть конкретизировано по времени (т. е. в часах, в минутах) только в части проводимых уроков, коротких перерывов (перемен), периодических кратковременных дежурств в образовательном учреждении в период образовательного процесса.
Оснований для установления норм времени по выполнению перечисленных выше видов работ, искусственно увеличивающих для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, ежедневную продолжительность рабочего времени сверх нормируемой ее части, связанной с учебной (преподавательской, тренировочной) работой, или обязывающих учителей приходить на работу значительно раньше времени начала урока (занятия) по расписанию (к примеру, за час или за 30 мин до начала урока (занятия), как это иногда предусматривается в правилах внутреннего трудового распорядка или в распоряжениях руководителей организаций, не имеется.

Высшая без высшего

- Имеет ли право учитель со средним профессиональным образованием претендовать на установление высшей квалификационной категории?

- Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276).
При этом оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы. Такие разъяснения даны в письме Минобрнауки России от 03.12.2014 г. №08-1933.