А потом наступила эпоха Интернета. Сейчас у нас есть моментальный доступ к колоссальному объему знаний, который не то что запомнить - напечатать довольно сложно.
Быть учителем истории для меня осознанное решение. Статья 44 Конституции РФ предписывает гражданам страны сохранять историческое наследие. Разумеется, вопрос «Что такое историческое наследие?» является открытым, и каждый вправе отвечать на него самостоятельно. Однако в ситуации, когда есть 32 миллиона ответов (только в Яндексе) на этот вопрос, роль учителя истории приобретает новое измерение, назовем его цифровым. Суть этого измерения в подготовке ученика к работе в насыщенном информационном поле, где наука и псевдонаука являются частями одного целого.
В подобной ситуации речь не может идти о наличии абсолютного авторитета, так как если учитель претендует на эту роль, то ему придется опровергать те или иные трактовки, найденные на просторах Интернета. Разумеется, в рамках урока, даже курса, историк не может успеть рассмотреть и развенчать все мифы. Но этого и не требуется. Достаточно вооружить ученика универсальным набором для распознавания информационного шлака и откровенной фальсификации.
Что должно входить в этот набор? Каждый педагог отвечает на этот вопрос по-своему. Это зависит от школы, к которой принадлежит конкретный учитель, и целого ряда иных факторов. Универсальным и при этом достаточно простым для применения и разработки кажется сочетание трех элементов: тезаурус, периодизация, мышление.
Под тезаурусом я понимаю полное словесное описание основных концептов, которые используются для изложения того или иного исторического материала. Есть универсальные понятия, которые кроме истории используются в школьных курсах географии, обществознания, литературы. Тезаурус позволяет ученикам сопоставлять информацию и воспринимать образовательную программу целостно.
Периодизация - это наиболее эффективный инструмент. Разделение исторического материала на периоды и их логическое объединение при помощи той или иной мысли, того или иного философского направления позволяют максимально сжато изложить большой объем информации. Полное изложение той или иной периодизации дает представление об историческом процессе в целом, то есть раскрывает логику исторических процессов.
Мышление, как известно, бывает научным, религиозным, творческим. Каждому из них доступно историческое знание, а некоторым оно даже необходимо для профессиональной деятельности. Именно поэтому осмысление материала с нескольких ракурсов лучше помогает осмыслять не только исторические процессы, но и их отражение в искусстве. Для формирования исторического сознания важно научить учеников понимать различия между историческими источниками, научными статьями, научно-популярными статьями, монографиями, газетными статьями и художественными произведениями.
Разумеется, данный список неполный. Каждый из пунктов нужно разворачивать и углублять. Только если у школьника постоянно расширяются горизонты познания, у него будет формироваться кругозор. Причем кругозор должен складываться не только из точки зрения конкретного учителя, мнения автора учебника, авторитетного взрослого или информации с сайта, из сообщества в социальных сетях. Личность ученика развивается в информационном поле, похожем на беспорядочное облако тегов, логика внутренних связей которого постоянно пересматривается.

​Василий КУЗНЕЦОВ, учитель истории и обществознания, Москва