Хорошо известно, что Куйбышев в годы войны был запасной столицей. Сюда приехало все советское правительство, лучшие особняки были отданы под дипломатические миссии, к нам были эвакуированы десятки военных заводов, и именно на нашу сцену была «десантирована» труппа Большого театра. Но есть еще одна страница военной эпопеи. К нам прибыл из Москвы и коллектив Центральной студии документальных фильмов. Московских коллег радушно приняла Куйбышевская студия кинохроники - одна из старейших кинофабрик по производству документального кино в России. Размещалась она  на улице Молодогвардейской, 66. Так московские и куйбышевские кинооператоры стали одним коллективом, входя в состав фронтовых бригад. В те годы в Куйбышеве работали легендарные операторы - Николай Киселев, Александр Казначеев, Василий Косицын,  Николай Голубев.
Все фронтовые бригады уходили на фронт именно с улицы Молодогвардейской, 66.  Из 252 советских фронтовых кинооператоров погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй.
Фронтовые кинооператоры создавали летопись подвига. И совершенно не важно, кто был героем - военачальник или простой солдат. Куйбышевские кинооператоры во время Великой Отечественной войны сняли кадры, вошедшие в золотой фонд кинолетописи нашей страны. Легендарный Николай Киселев, который проработал на Куйбышевской студии кинохроники с 1937 по 1972 год, запечатлел на пленку знаменитый парад 7 ноября 1941 года на площади имени В.В.Куйбышева, форсирование Одера, штурм Берлина, взятие Рейхстага и рейхсканцелярии. Николай Порфирьевич был единственным кинооператором из Поволжья, которому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии 8 мая 1945 года. Коллега Николая Киселева - Михаил Ротинов - не был на передовой, но именно он запечатлел на пленку Куйбышев военной поры. В частности, знаменитые кадры на авиационном заводе - выпуск «Илов», работающих подростков и женщин, заменивших в цехах отцов и мужей.
«...Главная задача военного оператора - сделать кинорепортаж из земного ада. Необходимо снять острые моменты боя и превратить их в произведение искусства», - писал оператор Владимир Сущинский. Именно так он и работал всю войну. И не выпустил из рук кинокамеру даже тогда, когда 22 февраля 1945 года при штурме польского города Бреслау во время съемки рядом с ним разорвался снаряд. Сущинский погиб сразу, а камера продолжала снимать...
Фронтовые кинооператоры вместе со всей страной выдержали все невзгоды войны. Но не только смертельная опасность подстерегала оператора во время съемок. Большие сложности возникали и по техническим причинам. Кассета кинокамеры «Аймо», с которой работали кинодокументалисты, вмещала всего тридцать метров пленки, поэтому, отсняв их, надо было ее перезарядить. В походных условиях для этого существовали темный мешок и специальные черные рукава. И не дай бог, если в момент перезарядки на пленку попадет соринка. При проявке материал сразу шел в брак.
Если бы военные корреспонденты не были свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волге, самой первой победы под Москвой и переломного 1943 года, страна никогда бы не смогла понять, какой ценой досталась Победа.
Кадры, снятые во время войны фронтовыми кинооператорами, вошли в документальный фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1965 году. Они легли в основу созданной Романом Карменом двадцатисерийной эпопеи «Великая Отечественная». Вышедшая на экраны в 1978 году, в английском варианте она называлась «Неизвестная война» и стала настоящим откровением для западного зрителя, почти ничего не знавшего о подвиге нашего народа. Эти два фильма, как огромное лоскутное одеяло, сшитое из кадров, отснятых всеми фронтовыми кинооператорами. И это их призыв на все времена - помнить, что преступление должно быть наказуемо.
Много лет спустя, когда Америка увидела фильм «Неизвестная война», газета «Стар» написала: «Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражений мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники».
Кинолетопись войны - это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки. Практически все материалы хроники - фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки - выходили в виде отдельных сюжетов «Союзкиножурнала» два раза в месяц. За четыре года войны на Центральной студии кинохроники (с 1944 года - Центральная студия документальных фильмов) было выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков «Новостей дня», 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных документальных лент и 44 документальных полнометражных фильма. Центральная студия документальных фильмов - единственная киностудия, награжденная боевым орденом Красного Знамени.             
Евгений Евтушенко написал «Марш кинематографистов», который завершается такими строками:
 Мы все киношники,
мы пламенное племя.
Мы все художники,
рисующие время.
Пусть после смерти монумент
не сложат нам из кинолент.
Наш монумент -
Его Величество
Момент.
Можно ли о фронтовых кинооператорах сказать лучше и точнее? Эти люди с кинокамерами заплатили своими жизнями за то, чтобы знамя Победы поднялось над поверженным врагом.

​Виктория ЛИНКЕР, ученица 11-го класса средней школы №1 г. Похвистнево Самарской области