Говорят между собой, опасаясь, как бы чего не вышло.
Понятно, что без государственной поддержки сегодня в нашей стране ни культура, ни образование выживать не способны, но государственная поддержка - это не «манна небесная», это наши же средства, которыми чиновники должны эффективно управлять. И именно поэтому спектр как культурных, так и образовательных инициатив, поддерживаемых государством, должен отражать спектр интересов всех граждан. И лично я хотел бы, чтобы мои средства вкладывались не в пропаганду, а в сложную, многообразную культуру.
Стремясь вернуться назад, мы не вернемся туда никогда. Потому что прошлого этого уже не существует. Однако в результате такого движения мы обретем дурное настоящее, симулякр вместо подлинности.
И ни в коем случае нельзя позволять, чтобы нормой в разговоре о культуре и образовании становилась оценка непрофессиональная, популистская. Здесь - прав Константин Райкин - дело в «цеховой солидарности». Наша слабость в неумении поддержать друг друга, когда это необходимо, не важно, проистекает оно из страха или просто из душевной лени. Понимание - одна из самых важных, если не главная ценность в сегодняшнем сложно устроенном мире. И найти его между друг другом - первый шаг, дающий надежду на большее в будущем. Не могут быть все одинаковыми - ни либералами, ни коммунистами, ни государственниками, ни верующими.
«В поход за правдой Гамлет отправляется как патетический рыцарь на штурм ветряных мельниц... Гамлет, каким сыграл его Константин Райкин, далек от метафизических рефлексий. Неюный принц с самого начала в меру опытен и насмешлив, он готов быть азартным шутом», - так написал в далеком 1998 году театральный критик Роман Должанский о премьерном спектакле «Сатирикона». Сегодняшний Гамлет, думается, был бы серьезнее и жестче:
Век расшатался - и скверней
всего,
Что я рожден восстановить
его!