Татьяна СУББОТИНА была назначена директором екатеринбургской общеобразовательной школы №57 прошлым летом. Оценив ситуацию, цель она сформулировала таким образом: «Создать единое образовательное пространство школы для повышения качества образования, развития личности учащихся и формирования положительного имиджа учебного заведения». Год - срок невеликий, однако результаты уже налицо. Впервые за долгое время к учебе приступили три первых класса, пополнились и другие параллели. Родители проголосовали за школу тем, что привели сюда своих детей.

- Татьяна Викторовна, какие сегодня у 57-й очевидные преимущества?
- Есть преимущество в том, что школа небольшая, и его нужно использовать. Здесь обстановка, приближенная к домашней. Главное же - мы имеем то, к чему другие образовательные учреждения лишь стремятся, - учеба в одну смену. Это большой плюс. К нам потянулись дети из других школ, которые серьезно занимаются спортом, танцами, для них крайне неудобна вторая смена. У нас послеобеденное время свободно от уроков и отдается дополнительному образованию.
- Качество образования всегда задача номер один. Произошли ли изменения в этом направлении?
- В минувшем году школу окончили четыре медалиста, такого давно не было! Сейчас все прозрачно, на сайте и родители, и учредители могут посмотреть самоанализ учреждения и увидеть, что в целом произошло повышение качества образования на 14-15%. Участие в олимпиадах тоже принесло победы. Из 44 выпускников девятого класса 19 ушли в колледжи, а остальные продолжили обучение у нас, не перешли в соседние учебные заведения с углубленным изучением предметов. Значит, они доверяют родной школе. Все, кто благополучно окончил одиннадцатый класс, поступили в высшие учебные заведения. Но есть и полярный результат, к сожалению: один ребенок не смог сдать ЕГЭ.
- Татьяна Викторовна, в 57-й отсутствуют профильные классы. Почему?
- Профильность связана с запросами родителей и детей, это раз, и подразумевает определенные изменения в квалификации и настрое кадрового состава, это два. Мы проанализировали, какие естественные способности у наших детей превалируют, и выявили гуманитарную тенденцию. По математике результаты в целом «страдают». Однако сосредоточились в этом учебном году не на сильном направлении, а на слабом. В учебном плане мы увеличили математическую нагрузку. Теперь восьмые, девятые и десятые классы занимаются и по субботам (раньше такого не было), так как в их расписание добавились 3 урока математики в неделю и элективно, по выбору, урок физики. Родители приветствуют такое решение, они понимают, что сейчас нужны технические специальности, особенно в нашем регионе, инженерные профессии востребованы. Дополнительные занятия по математике и физике также экономят семейный бюджет, снижают потребность в услугах репетиторов. Возможно, в следующем учебном году мы введем профильные классы.
- Вы упомянули о необходимости перемен в мышлении педагогов. Что сделано в направлении развития кадрового потенциала?
- Как вновь назначенный директор я получила коллектив в уже сформировавшемся виде. Многие сотрудники были старше по возрасту. Не всегда просто устанавливались отношения. Первый год они строились, я бы сказала, интуитивно, второй год - уже на логическом основании. Управление образования Екатеринбурга предложило директорам участвовать в проекте «Развитие социального капитала школы». Социальный капитал - это те взаимодействия и уровни доверия, которые существуют между педагогами, между администрацией. Было проведено анонимное анкетирование сотрудников, недавно пришли результаты. Очень интересно и поучительно! Выводы еще предстоит обдумать, но уже очевидно, кто в лидерах, на кого можно опираться, кто оказался вне поля зрения большинства, кто социально неактивен, но при этом пользуется огромным уважением среди коллег. Особенно меня укрепило то, что рейтинг доверия к руководителю оказался достаточно высок, значит, мы нашли общий язык!
Очень важно и то, что коллектив наш естественным образом помолодел, в него влились три молодых специалиста. Теперь средний возраст учителей 43 года.
- Татьяна Викторовна, когда вы работали в других образовательных организациях, что вы знали о школе, которой теперь руководите?
- Мой управленческий опыт таков: работала в Екатеринбургском Доме учителя, возглавляла городскую Ассоциацию классных руководителей. 57-я была не на слуху. Не светилась в конкурсах, а их в Уральском регионе немало. Поэтому одной из задач для меня стало вывести ее из изолированного состояния, которое в обиходе называется «вариться в собственном соку». Посмотрите на стену в кабинете: здесь размещены дипломы наших детей только за один год. Мы сотрудничаем с библиотекой имени Паустовского, психолого-педагогическим центром поддержки несовершеннолетних «Диалог», центром культуры и искусства «Верх-Исетский», Дворцом творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Действует волонтерский отряд, ребята оказывают благотворительную помощь организации «Аистенок», посещают с различными акциями близлежащие детские сады. Третьеклассница Евгения Никишева стала победителем областного конкурса детского творчества, который проводила Государственная автоинспекция. И так далее, всего не перечислить. Очень важно, чтобы школа звучала на разных уровнях, постоянно! Это свидетельствует об открытости, социальной активности и, конечно, влияет на создание положительного имиджа учреждения.
- Какие следующие задачи на очереди у директора?
- Качество образования всегда в приоритете. Но приходится думать и о материально-техническом состоянии образовательной организации. Когда городское управление образования утвердило мою кандидатуру, а я защищала собственную программу управленческой деятельности, из бюджета были выделены средства на развитие школы. Мы прилично обновили оборудование в специализированных кабинетах, пополнили базу учебников. Но меня по-прежнему не удовлетворяет то, как выглядит школа. Ребенку должно быть комфортно в школе, где он проводит столько времени. Красота и ухоженность должны сопровождать его везде, а не только дома. И здесь мы не можем надеяться лишь на бюджет. Недавно получили лицензию на оказание платных услуг и пытаемся их развивать, чтобы школа вышла на самостоятельную экономическую деятельность. На данный момент мы остаемся бюджетной организацией, в то время как большинство успешных школ района являются автономными.
У нас хорошо развита сеть дополнительного образования. Платные услуги мы предлагаем из тех сфер, где ниша не заполнена. Например, действуют секции по футболу, волейболу и карате, а за деньги можно обучаться танцам в хореографической студии. Есть кружок по естествознанию, а вот занятия робототехникой мы планируем в качестве платной услуги, тем более что еще предстоит закупка конструкторов. За счет этих доходов мы сможем улучшать материально-техническое состояние здания школы.
- Татьяна Викторовна, из вашей педагогической биографии я знаю, что вы высоко цените работу классного руководителя. Сами являлись победителем городского конкурса «Самый классный классный». Не скучаете по непосредственному общению с детьми?
- Непосредственного общения, как вы говорите, мне и сейчас хватает. Дверь в директорский кабинет всегда открыта в прямом и переносном смысле. Но я действительно высоко ценю работу классных руководителей, ведь школа - место не только обучения, но и воспитания.
Расскажу о своем опыте. В школу я пришла в 1999 году, и мне как молодому специалисту сразу дали классное руководство. Но не сложилось: ни у меня с родителями, ни у родителей со мной. Директор, прозорливая женщина с богатым опытом, не настаивала, сняла с меня эту функцию: «Пока подождем». Прошло время, или пришло время, я почувствовала желание и уверенность в своих силах и попробовала еще раз. Класс мне достался, который я уже знала и любила. Вот сейчас говорю о нем, и у меня слезы на глазах. Сколько мероприятий мы провели с ними, сколько всего пережили! А если говорить о воспитании, то это процесс обоюдонаправленный.
Как-то мы приехали на загородную базу. Шли соревнования, школьники со страховкой забирались на 11-метровую сосну, а затем прыгали с нее. Не все решались на подобное. Я уговаривала, убеждала, а они мне в ответ: «А вот вы сами попробуйте!» И прыгнула!  Ведь если я не прыгну, дети перестанут меня уважать. Ну а там за мной и весь класс последовал. Вот и получается, что многому и меня дети научили.
- Какие принципы вы считаете основными для педагога и руководителя?
- Человечность. В любой ситуации нужно видеть человека, а не цифры, показатели и прочее. Затем - толерантность, понимание, это качество вытекает из первого. И, наконец, доверие. Без доверия педагогу и директору не обойтись.

Екатеринбург