Надежда ВОЛКОВА, учитель начальных классов Ломоносовской гимназии, победитель муниципального конкурса «Учитель года»-2015, Петрозаводск:
- Накануне юбилея нашей гимназии, которая с гордостью носит имя «Ломоносовская», организую разные творческие дела. Классный час «М.В.Ломоносов - первый русский ученый» посвящен, например, ознакомлению с биографией ученого, просветителя, историка, химика, физика, поэта. Дети открывают для себя удивительного человека, которого можно назвать реальным примером силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции. С детьми начальной школы идет разговор об открытиях в науке. На уроках исследовательского обучения мои ученики с удовольствием ставят опыты, читают доклады, проводят исследования. Традиционно в ноябре и в апреле дети участвуют в конкурсах исследовательских работ «Мои первые открытия». На штудиях они защищают свои труды. Главными слушателями для ребят становятся одноклассники и родители. Умение наблюдать, подмечать, стараться объяснить увиденное, найти информацию - вот главные умения, которые мы с ребятами формируем в процессе обучения в начальной школе на любом предмете, а значит, в любой образовательной области. Юных гениев, молодых исследователей, пытливых наблюдателей воспитывает Ломоносовская гимназия. Я довольна, что среди них есть мои ученики.

Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель русского языка и литературы, немецкого языка школы №75, «Учитель года»-2012 Воронежской области:
- Чтобы прочувствовать поэзию Ломоносова, нужно понять его отношение к науке. Я довольно часто использую его тексты и научные теории. Например, в девятом классе мы читаем его произведение, посвященное размышлениям о северном сиянии, в котором Ломоносов не только восхищается им, одухотворенный красотой природы, но и дискутирует с учеными, откуда это сияние берется и какова его природа. Можно сказать, что мысли Ломоносова живы до сих пор и развиваются сообразно его трудам и теориям.

Ольга СМИРНИТСКАЯ, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
- Наследие Ломоносова-поэта используют на уроках литературы редко - его слог для современников неудобочитаем. На мой взгляд, вековая ценность литературного наследия Михаила Васильевича сомнительна. Его стихи сейчас, пожалуй, даже звучат комично. Ломоносов - химик и физик? Насколько я знаю, преподаватели по этим предметам тоже не повторяют опытов Ломоносова на уроках. Но то, что Ломоносова нужно помнить, для меня несомненно. Это культурный бренд России. И для школьников он может служить образцом силы духа. Об этой величине необходимо говорить на уроках истории. И вообще, на мой взгляд, в программе по истории больше нужно уделять внимания отдельным личностям, которые внесли свой вклад в культуру, науку, политику России во все века. Это близко детям и воспитывает подлинный патриотизм.