Оборудование, особенно на начальной стадии, поступало к нам не только по линии этой федеральной целевой программы, и средства на поставку компьютерной техники аккумулировались из различных бюджетов, но все они направлены на решение одной задачи, поэтому я и хотел бы оперировать общими цифрами, не акцентируя их отношение к тому или иному бюджету или к какой-то конкретной программе. Можно сказать, сколько миллионов рублей потрачено, и тогда возникнет вопрос: зачем и почему?

Первое, что хотелось бы отметить, на наш взгляд, произошли качественные сдвиги. В чем это выражается? Проблема информатизации образования не появилась ниоткуда. Надо сказать, что в 1960-1970-е годы вопросу информатизации образования уделялось весьма и весьма серьезное внимание. И тогда по уровню соотношения численности компьютер - ученик СССР неплохо смотрелся. Другое дело, что потом последовал период, когда на это перестали обращать внимание и прекратили осуществлять модернизацию техники, перестали системно смотреть на эти процессы. Именно системно, потому что система здесь включает не только оснащение или улучшение технических возможностей в виде современных компьютеров и прочее, но речь идет и о подготовке и переподготовке кадров. А самое главное, речь идет о содержании - учебных курсов, учебных программ, учебников.

Время стало другим, оно абсолютно изменилось. Хотим мы или не хотим, но появился персональный компьютер, и это полностью перевернуло жизнь человека. Не будь персонального компьютера, не возник бы интернет. Возник интернет - это новые возможности для коммуникационного взаимодействия, это новые возможности для того же самого образования. Началось, например, развитие дистанционного образования, в котором мы тоже, кстати, отстаем, а жаль. Все это вызывает в отдельных сферах совершенно иную организацию труда, рабочего места - зачастую человеку не надо ходить на работу, он может ее выполнять дома, имея компьютер и средства связи. Так вот, поскольку изменился мир, и это отчетливо чувствуется, изменилось и отношение к информатизации образования. Оно теперь нужно не для того, чтобы преподавать предмет информатика, и даже не для того, чтобы преподавать историю, физику, математику. Оно нужно для того, чтобы ребенок, выходя из стен школы и потом получая профессиональное образование, уже был готов к жизни в этом мире. А мир у нас сейчас уже цифровой, поэтому компьютер не что иное, как средство для работы, для коммуникации, для общения, для отдыха, для всего. Такая идеология закладывается как раз и в ФЦП РЕОИС. В этом отношении это первая федеральная целевая программа, которая старается рассмотреть проблему комплексно. Поставка оборудования, просто необходимого для решения этих задач, это только одно из направлений программы. Конечно, без этого нельзя, и вот это направление сейчас с некоторой долей успешности закрывается.

Возникает проблема и с созданием электронных учебников. Ведь это не обычный учебник, который просто взяли, отсканировали, и все. Он абсолютно по-другому построен, он позволяет сделать совершенно другие вещи - видеоизображение, звуковой ряд и многие принципиально иные возможности. Это вызывает в свою очередь изменения вообще в технологии. Второе - информационная открытость. Это позволяет наладить на новом уровне диалог «образовательное учреждение и внешняя среда».

Не менее важно сейчас и дистанционное образование. Страна большая, миграция ограничена ввиду экономических причин, стандарты образования надо соблюдать - в этих условиях такая форма образования самая актуальнейшая. Мало того, мы говорим о том, что человек в течение всей своей жизни, если он хочет быть успешным, обречен учиться, он должен непрерывно получать новые знания. Да, он работает, да, у него дефицит времени, но что дает ему возможность выстроить индивидуальную траекторию получения образования? Те самые возможности дистанционного образования. Как выстраивать дистанционное образование? Это отдельная огромная проблема, начиная с нормативных документов и заканчивая содержательной частью. Следующий вопрос, наиболее актуальный и важный, я бы сказал, выходящий на первое место, - это информационная безопасность. Не буду детально об этом говорить, но это тоже следует обязательно учесть. Поэтому когда мы говорим о результатах федеральной целевой программы, мы должны говорить о работе по всем направлениям.

В 2001 году 1035 компьютеров и 360 принтеров на сумму 30,5 миллиона рублей пошли в сельские школы Нижегородчины. В то же время и в области были выделены 3 миллиона 330 тысяч рублей для приобретения техники в 32 учреждения начального и среднего профтехобразования. В 2003 году по федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» 70 профучилищ получили по компьютерному классу, на что потрачено 16,3 миллиона. В 2004 году компьютерные классы получили не только все детские дома области, но и 18 техникумов, подведомственных нижегородскому Министерству образования и науки. Кроме того, компьютеры поставлены в школьные библиотеки и часть школ Нижнего Новгорода. И это не одноразовая кампания, а процесс идет беспрерывно.

Следующий момент - это повышение квалификации кадров. Во-первых, это программа, реализуемая совместно с Федерацией Интернет Образования и по которой обучено уже больше двух тысяч педагогов, управленцев, администраторов. Во-вторых, программа «Интел» в ННГУ, где проходят повышение квалификации в первую очередь учителя информатики, но не только. В-третьих, это программы, которые, может быть, менее масштабны и более локальные, но в которых участвует бизнес-сообщество. Например, в одной из школ города Павлова Нижегородской области открыт класс беспроводного доступа в интернет при поддержке и на средства компании «БиЛайн». В-четвертых, деятельность центра компьютерных технологий в Нижегородском институте развития образования. Самое главное, что все это проводится в определенной системе, и мы обучаем не просто кого-то, а коллективами, когда все педагоги, начиная с директора, должны понимать, ради чего все это делается.

Следующий момент, который тоже очень важен, - это сети. Вы можете поставить оборудование в школе, но вы не сможете его подключить к тому же самому интернету, не будь сетей. У нас не было случая, чтобы «ВолгаТелеком» не шел нам навстречу. В Нижнем Новгороде с 1993 года действует сеть в рамках объединения учреждений образования и науки, исторически оператором этой сети стало агентство «Сенди», это тоже одно из обстоятельств, которое позволяет выигрывать гранты, в том числе и Министерства образования и науки Российской Федерации. «Сенди» - коммерческая организация, но для учреждений образования ее услуга бесплатна. В области стоят более ста «тарелок», и будут еще, а это дает возможность выхода в интернет там, где проблемы с качественной телефонной связью.

И потом, пришла ли бы в нашу область, например, компания «Интел», если бы у нас не было вышеперечисленного? Все взаимоувязано. Поэтому следующее, о чем нужно говорить, как у нас идет подготовка кадров в высшей школе. Во-первых, исторические традиции - первый факультет ВМК. Если посмотрим динамику развития, динамику приема на те или иные специальности, то увидим, что специальности, связанные с ВКТ в широком спектре, развиваются. Это не просто тенденция, это одно из стержневых направлений в развитии нижегородской системы высшего образования. Посмотрите, как все завязывается. Ведь для того чтобы готовить специалистов, нужно, чтобы они уже владели компьютером как пользователи. А где это должно быть? В школе. Да, еще не все так, как хотелось бы, но включаются и иные рычаги - все больше людей покупают компьютер для дома.

Первоначальный этап насыщения техникой школ, ПТУ, техникумов, вузов закончился. Это направление, безусловно, должно и дальше продолжать развиваться, останавливаться здесь нельзя: кто остановился, тот отстал.

В Южной Корее сегодня один компьютер приходится на двоих школьников. Но в содержательном плане, в плане наличия тех самых электронных учебников, в плане хорошего чистого (лицензионного) программного обеспечения, которое требуется нам для обучения на уроках предметников, - проблема большая. И здесь у меня огромное пожелание к федеральным органам - ускорить этот процесс разработки и принятия, потому что это сейчас в определенной степени является сдерживающим фактором. То же самое относится к ценообразованию. В России есть разработчики, и профессиональные, программных продуктов, но вопрос в том, сколько это стоит и насколько доступно. Здесь хотелось бы отметить, что как раз все эти курсы повышения квалификации и ориентированы на то, чтобы разбудить творческую активность, поэтому уже многие учителя вместе со своими питомцами сами создают определенные пособия, фрагменты уроков, целые темы.

...Что нужно сделать в 2005 году? Самое главное, чтобы программы финансировались на все сто процентов. Хотелось бы надеяться, что и после 2005 года будет следующий этап - новая программа, потому что, безусловно, все цели и задачи, которые ставились в рамках ФЦП РЕОИС реализованы не до конца.

Нижний Новгород