На площадке школы с углубленным изучением французского языка №1251 имени генерала Шарля де Голля как социокультурного центра района Сокол сформированы различные сообщества граждан. Деятельность школы, следовательно, можно представить в виде своеобразной карты муниципального района. На этой карте есть узловые точки внешней образовательной среды, создающей условия для полноценной коммуникации различных субъектов. Предлагаем нашим читателем ознакомиться с этой картой.
Школа №1251 находится в районе Сокол, в одном из памятных мест столицы - вблизи чуть ли не единственного в России мемориального комплекса, посвященного героям Первой мировой войны. Все европейские страны, включая Россию, так или иначе причастны к тем драматическим событиям, которые действительно потрясли весь мир и до сих пор остаются во многом загадочными и в полной мере не раскрытыми.
В народе мемориальный комплекс называют Ленинградским парком, но для ребят из нашей школы это намного больше, чем парк. Это место проведения уроков под открытым небом - уроков прежде всего истории, а в конечном счете уроков чести и достоинства, уроков веры и служения. Это место, где школьники имеют, быть может, первый в своей жизни опыт проведения экологического мониторинга. Это также место духовного паломничества, поскольку оно намолено не одним поколением россиян. И конечно, парк мы рассматриваем как площадку для организации спортивных и иных досуговых мероприятий района. Считаем, что нельзя прививать абстрактно любовь к Родине, да и не нужно. Давайте начнем с малого - с ценностного отношения к тем памятникам и символам, которые находятся в ближайшем к школе окружении.
Не случайно школа №1251 носит имя великого полководца и в то же время миротворца генерала Шарля де Голля. Это решение в 2010 году было принято на заседании Правительства Москвы и поддержано мэром города Сергеем Собяниным. Данная образовательная организация с 1967 года специализируется на углубленном изучении французского языка, культуры и истории Франции. С самого раннего возраста воспитанники школы проникаются смыслом слов французского писателя Виктора Гюго, произнесенных еще в 1849 году: «Настанет день, когда вы, Франция; вы, Россия; вы, Италия; вы, Англия; вы, Германия; вы, все нации континента, не теряя своих отличительных качеств и своей замечательной индивидуальности, сольетесь в более тесное единство и создадите европейское братство».
Вот почему такое большое значение в школе придается ежегодному проведению в ноябре Международных Де Голлевских чтений. Чтения проводятся в целях изучения межнационального взаимодействия и взаимодействия культур, изучения обычаев и традиций, а также в целях формирования современного мировоззрения на основе изучения всемирного культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
И это событие не только и даже не столько школьное. Перед нами действо, к которому максимально подключаются все гражданские активисты муниципального района, все заинтересованные кооперанты. С нами работают Совет ветеранов района Сокол Москвы, Центр патриотического воспитания молодежи Северного округа Москвы. Чтения проходят при непосредственном участии посольства Франции в Российской Федерации, Французского культурного центра. Более того, с определенного периода Де Голлевские чтения признаны официальным мероприятием ассоциированных школ ЮНЕСКО. Не побоимся и скажем смело: школа в этом смысле выполняет важную политическую миссию. Не секрет, что на сегодняшний день Франция по многим ключевым вопросам является стратегическим партнером России, ее верным другом и единомышленником.
Сентябрь 2016 года ознаменовался для москвичей открытием Московского центрального кольца. Казалось бы, какая связь - МЦК и школы нашего комплекса? Но дело в том, что две станции МЦК находятся в пешей доступности от школ комплекса. Педагогический коллектив незамедлительно провел профессиональное обсуждение тех еще скрытых образовательных возможностей, которые таит МЦК для наших обучающихся.
Во-первых, есть возможность открыть район Сокол как одну из жемчужин Москвы для ребят из других районов города. Во-вторых, буквально за полчаса обучающиеся школы №1251 вместе со своими кураторами могут оказаться в Измайлове или в Лосином острове. А сила притяжения данных социокультурных объектов колоссальная, особенно если дети вживую соприкасаются с ними, погружаются в историю и культуру родного края, что называется, на месте.
Изменение транспортной сети столицы для нас, педагогов, носит в том числе образовательный характер. Это пока малоизученная тема, но наши коллеги уже активно прорабатывают ее, обозначив педагогическую проблему как проблему расширения образовательного пространства московского региона.
Интересен и еще один аспект перспективной методической работы школы. Создание крупных образовательных комплексов в столице привело к объединению и таких структурных подразделений школ, как музеи. На данный момент школа №1251 располагает музеями самой разной направленности. Так получилось, что почти в каждом школьном здании имеется свой музей: музей «Доброволец», признанный в свое время одним из лучших музеев САО, этнографический (краеведческий) музей, международный мемориал в честь генерала Шарля де Голля. Вы спросите: «Неужели каждый музей функционирует?» Не просто функционирует, а развивается, обогащается новыми экспонатами и, безусловно, служит учителям самых разных предметов, классным руководителям. Посещение музеев нашими дошколятами стало уже доброй традицией комплекса. И ходить им недалеко, а значит, безопасно, и можно себе представить, каков познавательный эффект от таких посещений и насколько важно, что экскурсии для дошколят проводят исключительно ученики основной и старшей школы.
Все не случайно, все на своем месте. Есть школа как социокультурный центр муниципального района - есть жители этого муниципального района, которые отдают своих детей в школу и сами являются соучастниками образовательного процесса. Задача школы - создать комфортные условия для активного включения общественности района в школьную жизнь. Не будем лукавить и откровенно признаемся: не все задуманное у нас получается реализовать в полной мере. Но уже то, что сделано, позволяет судить о высоком уровне доверия местных жителей складывающемуся образовательному и одновременно социокультурному комплексу.
Надеемся, что навигация в социокультурном окружении школы состоялась. Мы показали, как к проведению тех или иных массовых мероприятий на площадке школы и прилегающей территории привлекаются наши социальные партнеры, наша родительская общественность. Таким образом, школьное образование становится не только делом педагогических коллективов, но и делом общества, того ближайшего микросоциума, который находится в поле непосредственных контактов школы.
В статье мы говорили о возможностях конкретной школы. Однако следует подчеркнуть, что любая школа всегда может найти социокультурные объекты, достойные внимания со стороны педагогов и обучающихся данной школы. Главное - соучастие, неравнодушие и гражданская ответственность, которые должны проявить молодые, формирующие в совершенно новых условиях школьные коллективы.

Роман ДОЩИНСКИЙ, член Общественной палаты РФ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ;
Татьяна КРАВЕЦ, директор школы № 1251 имени генерала Шарля де Голля, заслуженный учитель РФ