Российскую образовательную систему начала ХХI века трудно было назвать «продвинутой» в сфере информационных технологий. Цифры, озвученные в ФЦП, говорят сами за себя: на 2001 год, когда запускалась программа, один компьютер в России приходился на 500 школьников (против 10 - 15 в Европе), менее пятой части всех школ имели в штате учителя информатики, только 1,5% образовательных учреждений имели выход в интернет. Аналогичная статистика по Татарстану мало чем отличалась от общероссийской. Компьютеры в школах если и были, то очень мало, и настолько старые, что санэпидстанция зачастую просто запрещала на них работать.

Такая ситуация не устраивала власти республики, и еще в 2000 году, на год раньше ФЦП, появилась республиканская программа компьютеризации школ. В рамках этой программы для школ на бюджетные деньги закупили сразу 9 тысяч компьютеров. Заметим, что ФЦП предполагает к концу 2005 года довести тот самый пресловутый показатель - количество школьников на одну единицу техники - до 80 человек. Так вот, в Татарстане уже в 2001 году благодаря этой массовой поставке на один компьютер стало приходиться примерно 40 школьников.

Таким образом, когда в 2001 году была принята ФЦП и региональная программа автоматически стала ее составной частью, практически все основные и средние школы республики (а их около 1600) были оснащены компьютерами. Кроме того, техника частично поставлялась и в начальные школы - их в Татарстане около 600, в основном они располагаются в малочисленных сельских населенных пунктах.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях Татарстана числится на балансе около 16 тысяч компьютеров, на каждый из которых в среднем приходится 28 учеников. Причем в сельских школах этот показатель зачастую еще выше. Приведем пример. В поселке Урняк Арского района директор средней школы Фирая Гайнанова с гордостью продемонстрировала нам компьютерный класс с полным набором электронных образовательных программ по всем предметам. Здесь на 180 учеников - 7 компьютеров. По словам директора, помимо средств федерального бюджета в программе информатизации активно участвуют органы местного самоуправления.

- Одна из главных причин, по которым нам удалось добиться таких результатов, - постоянное и стабильное финансирование, - говорит заведующий сектором информатизации Министерства образования и науки РТ Олег Недопекин. - Правительство республики понимает всю важность поставленной задачи, поэтому нам не пришлось сталкиваться с недостатком средств, а именно из-за этого чаще всего тормозится выполнение программы в других регионах.

После оснащения образовательных учреждений компьютерами следующим шагом на пути реализации ФЦП стала широкомасштабная работа по обучению учителей компьютерной грамотности. Было открыто достаточно много курсов, чтобы охватить как можно больше преподавателей. Сегодня более половины всех учителей республики имеют навыки работы на компьютере.

Третий вопрос, который пришлось решать республике на пути информатизации, - это оснащение программным обеспечением. Понятно, что сам по себе компьютер, пусть даже самый современный (а для школ Татарстана закупались только самые современные на тот момент машины), - это просто железка, и его надо наполнить информационным содержанием. И здесь пришлось столкнуться с той самой проблемой двуязычия, о которой мы уже говорили. Татарских школ и гимназий в республике множество, и если учебными программами на русском языке школы снабжал и федеральный центр, и местные власти, то их аналогов на татарском просто не было. Их пришлось заказывать в Москве ведущим издательствам, которые специально для республики готовили перевод своих программ. В этом году татарстанские школы уже получили диски на татарском языке по информатике, физике и химии и программы по изучению татарского языка.

В этом году республиканское Министерство образования и науки приступило к решению следующей задачи - созданию единого образовательного пространства. Задачу обеспечить школьников республики доступом к интернету перед республиканским правительством поставил лично президент Шаймиев. На это было выделено 20 миллионов рублей из республиканского бюджета. Кроме того, 20 регионов России должны были получить на решение этой задачи средства из федерального бюджета. Татарстан попал в эту заветную двадцатку благодаря ОАО «Таттелеком», крупнейшему оператору связи в республике. Компания подала заявку и выиграла конкурс на подключение школ республики к глобальной информационной сети. В этом году из 2200 школ выход в интернет будут иметь 1306. Кроме того, до конца года при Министерстве образования и науки появится ресурсный центр (эта задача решается только за счет местных средств), в котором будет сконцентрирована вся необходимая образовательная информация и который объединит все подключенные школы в единую сеть.

- Сегодня ведь в чем большая проблема, - поясняет Олег Недопекин. - Многие регионы напрямую подключают школы к интернету через провайдеров, а потом выясняется, что у школ нет денег за него платить, и через год все это умирает. То есть формально они подключены, но работы нет. Мы пошли по другому пути. Например, появился какой-то интересный образовательный ресурс в сети, 1306 школ его скачали, столько же раз за это заплатили деньги. Теперь наш ресурсный центр скачает информацию один раз, разместит на каком-то своем портале, а все остальные смогут обращаться к этой информации через ресурсный центр уже бесплатно.

Заметим, что ресурсный центр создается в тесном взаимодействии с информационными центрами многочисленных вузов республики. Собственные задачи в области информатизации вузы достаточно давно и успешно научились решать за счет внебюджетных ресурсов, и в Министерстве образования и науки резонно полагают, что сегодня они могут и даже должны помочь школам и учреждениям профессионального образования.

Одна из проблем, которые возникают в рамках решения задачи подключения к единой информационной сети, - вопрос телефонизации села. Бывает так, что школьный телефон - единственный на все село, так что выходить через него в интернет нельзя. Там же, где и интернет подключен, и телефонов хватает, старые станции подчас не могут обеспечить качественную связь. Упомянутая уже компания «Таттелеком» проводит огромную работу в этом направлении как в рамках ФЦП РЕОИС, так и в рамках федеральной программы «Электронная Россия». По всей республике идет крупномасштабное переоборудование старой телефонной сети в новую цифровую, использующую самые передовые технологические разработки.

Есть в Татарстане и другие проблемы в области информатизации образовательной сферы. Например, нехватка учителей информатики. Сегодня школы республики нуждаются в 142 таких специалистах. Конечно, около 300 школьников на одного учителя информатики, может, и неплохой показатель, если сравнивать его с цифрами четырех-пятилетней давности. Но текучка кадров очень большая. Особенно остро это чувствуется в крупных городах и нефтяных районах, где человека, хорошо владеющего компьютером, охотно «перекупают» более денежные структуры. Учительская же зарплата, ни для кого не секрет, и так не слишком велика, а при учебном плане, в котором на информатику отводится не больше 4 часов в неделю, учителю трудно подчас набрать даже одну ставку. Зачастую ему приходится совмещать основную работу с преподаванием других предметов - математики, физики, а это для него - лишняя нагрузка.

Нельзя сказать, что очень хорошо обстоят дела и с обеспечением школ электронными образовательными материалами.

- Тут еще требуется работа и работа, - говорит Олег Недопекин. - Тем более что материалы первого поколения, которые мы поставляли в образовательные учреждения, трудно применять в учебном процессе. Это в основном репетиторы, которые хорошо использовать дома, когда чего-то не понял. Сейчас нужны не просто материалы, а современные материалы, адаптированные к учебному процессу, и сразу с методикой применения. Чтобы у учителя при виде информационного диска не возникал вопрос: а что с ним делать?

Действительно, сегодня процесс компьютеризации идет быстрее, чем ученые поспевают разрабатывать соответствующие методики для использования компьютеров. Поэтому пока современное оборудование часто просто заменяет привычные доску или телевизор, вместо того чтобы создавать принципиально новую технологию обучения. Но как повысить эффективность использования компьютеров - до конца непонятно. Здесь большое поле работы для научных кадров, для методистов как в республике, так и на федеральном уровне.

- Будет гораздо эффективнее, если все материалы будут приходить вместе с методикой, - считает Олег Недопекин. - Тем более что сейчас, с созданием ресурсного центра, появляются новые возможности по распространению этих методик. Раньше было как? Пока ее напечатают, пока раздадут всем учителям, потом по ней еще надо было провести семинар - времени уходило очень много. Сейчас все становится гораздо проще. Создали методику, разместили ее на ресурсном центре, на каком-то портале, и для всех желающих она становится моментально доступна. Если возникли какие-то вопросы, тут же можно задать их по электронной почте и тут же получить ответ.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться, - это... воровство. Сегодня в республике есть школы, которые остались без компьютеров не потому, что их туда не поставили, а потому, что их украли. Происходит такое в основном на селе. Если городские учреждения образования охраняются, оснащены системой сигнализации, то в деревнях зачастую единственная преграда на пути жуликов - это решетки на окнах, которые элементарно выдираются с помощью трактора. Тревожную кнопку там, конечно, можно установить, но пока милиция доберется до места - воров, а с ними и компьютеров, уже и след простыл.

В этом году в республике возникла проблема с обслуживанием техники, так как трехлетний гарантийный срок на компьютеры, закупленные в 2001 году, кончился. Кстати, наиболее «продвинутые» директора уже поговаривают о том, что неплохо бы начать обновлять компьютерный парк.

- Я сам учитель информатики и хорошо понимаю, что дети должны работать на компьютерах самой последней модификации, - говорит директор средней школы села Масловка Рыбнослободского района Рашид Мустафин. - Иначе мы опять отстанем от времени.

Но о замене компьютеров трехлетней давности в министерстве речь пока не идет. А вот 2 миллиона рублей на постгарантийнный ремонт техники, чтобы поддерживать ее состояние в надлежащем виде, правительство республики уже выделило. Продолжая же разговор о «продвинутом» школьном руководстве, хочется отметить вот что. Многие директора, особенно в Казани, признаются, что их сегодняшние претензии - скорее от хорошей жизни, чем от плохой.

- У нас сейчас программа информатизации внедряется очень активно, процесс идет просто семимильными шагами, - говорит директор казанской школы №111 Анастасия Звездина. - А когда привыкаешь к хорошему, то постоянно хочется, чтобы было еще лучше. Хочется, чтобы компьютерные классы были более просторными, чтобы там можно было вести уроки не только по информатике, но и по другим предметам...

Так что, как видим, хоть Татарстан и подошел к реализации ФЦП РЕОИС весьма ответственно и многие республиканские показатели уже сегодня перекрывают те задачи, которые ставились в программе, работать еще есть над чем. И планы на будущий год, который станет завершающим годом работы программы, у республиканского министерства большие.

Впрочем, прежде чем их озвучивать, хочется сказать еще вот о чем. Во все школьные библиотеки до конца этого года планируется поставить компьютеры и оснастить их медиатеками. На это уже выделено 21,5 миллиона рублей из республиканского бюджета плюс еще 29,5 миллиона выделяет Россия.

- Школьные медиатеки должны дополнять сетевые программы, - считает г-н Недопекин. - Потому что большие объемы информации по сети качать не будешь, а значит, создание образовательной сети не решит полностью проблему снабжения школ, особенно отдаленных, всеми необходимыми образовательными ресурсами.

Среди задач на будущий год - продолжение работы по подключению к интернету оставшихся школ. Кроме школ планируется подключать и информационно-компьютерные центры, которые созданы во всех 43 районах республики при местных администрациях и координируют решение задачи информатизации. В общую сеть вольются и районные отделы образования, методические службы, начальные школы (где это возможно), профессиональные училища. Основная идея - охватить единой сетью всю систему образования республиканского образования.

Кроме того, предстоит много сделать по полноценному функционированию этой сети, дать возможность ресурсному центру развернуться на полную мощь. Необходимо налаживать дистанционное обучение, в том числе и учителей, потому что информационные технологии изменяются очень динамично, и необходим постоянно действующий курс, чтобы учитель все время мог повышать свой уровень, а не просто ездить на обучающие семинары раз в несколько лет.

Казань