Подробнее об этом мы попросили рассказать Евгения КАРАМАНА, заместителя министра общего и среднего образования Свердловской области.

- Евгений Вадимович, программа состоялась?

- По большому счету да. Хотя изначально, у нас было много вопросов к разработчикам программы, как раз по поводу ее реализации. Начну с собственного наблюдения, характеристики ФЦП РЕОИС: она настолько эффективна, насколько благоприятные условия для внедрения новых технологий ранее сложились в учебных заведениях. Поясню, если в школе уже было необходимое помещение, учителя умели обращаться с техникой, не возникало проблем со связью, то и дальнейший процесс освоения новой техники шел успешно. В ходе реализации ФЦП постоянно возникали проблемы: есть техника, нет учителя, не решена проблема сервисного обслуживания, дефицит программного обеспечения и прочее. Короче говоря, телега оказалась впереди лошади.

Кроме этого, мы с коллегами были совсем не уверены, что поспешная компьютеризация обеспечит новое качество образования. Прямой связи между количеством компьютеров и качеством образования нет. Более того, в аварийных условиях некоторых школ первоочередной проблемой является вовсе не оборудование компьютерного класса.

Признаюсь, изначально наше видение информатизации не всегда совпадало с мнением центрального министерства. Например, как происходило финансирование программы? Схема такая: организаторы программы оплачивают приобретение компьютера, но при этом дают установку региону извлечь такую же сумму из областного бюджета, чтобы купить не одну, а две машины. Школа в свою очередь тоже должна была подготовиться к принятию техники: выделить помещение, поставить железную дверь, решетки на окна и прочее. В итоге оказывалось, что расходы учебного заведения в несколько раз превышают средства, приходящие из федерального бюджета. Мы предлагали несколько иной подход, говорили о том, что сначала надо создать в области около 50 центров информатизации, в которых будут обсуждаться, разрабатываться и апробироваться новые технологии образования, учебные программы и пособия, обеспечиваться повышение квалификации. Однако необходимой свободы действий не было.

Вместе с тем ФЦП РЕОИС состоит из вполне удачных тезисов-установок. Программа всколыхнула всю систему образования, работа по информатизации образования идет в нужном направлении.

Уже несколько лет подряд по предложению федерального министерства мы приобретаем технику. В 2001 году поставки шли в сельские школы, затем в городские и поселковые учебные заведения, в учреждения начального профессионального образования. В этом году снова оборудовали сельские школы, оснащали техникой библиотеки. В прошлом году мы получали спутниковые системы, позволяющие школам выходить в интернет.

Естественно, мы имеем собственные наработки. Это касается и схемы финансирования. Так, в 2002 году Министерство образования Свердловской области предложило муниципалитетам активно поучаствовать в этой программе. Каким образом? Муниципалитет вкладывал один рубль, областное правительство из бюджета прибавляло к этой сумме еще 1 рубль, и 2 рубля поступало от Федерации. В итоге у школы появлялась возможность купить не один компьютер, а четыре. Благодаря этой схеме в 2004 году мы приобрели компьютерную технику на сумму 45 миллионов рублей. Кстати, я не очень понимаю, каким образом «бедные» и небольшие регионы умудряются тратить на приобретение техники больше нас.

Стараемся вдумчиво вкладывать средства, всегда задаем вопросы: какое изменение качества образования мы хотим увидеть и что для этого нам необходимо - компьютерный класс, мультимедийный проектор, электронные учебники, повышение квалификации? Что еще нужно для того, чтобы техника не простаивала, а была включена в процесс обучения? Например, разработали специальную программу по приобретению мебели для компьютерных классов.

Разрабатываем новые программы повышения квалификации, разработали электронный учебник, ряд других компьютерных материалов. Здорово, что многие учителя включились в процессы информатизации, образовательные учреждения имеют много собственных уникальных разработок.

- Назовите проблемы, с которыми столкнулись в рамках реализации ФЦП РЕОИС?

- К сожалению, помощь учителям в освоении компьютерных технологий недостаточна. Возьмем, например, ситуацию с учебными компьютерными программами. Большинство представленных на рынке обучающих программ предназначены не для школы, а для самообразования. А что использовать на уроке? «Дергать» с разных дисков и из интернета картинки и фрагменты? Когда и кто должен это делать? Пока многие работают на энтузиазме, на волне новизны. Подготовка хорошей презентации хотя бы к одному уроку в сегодняшних условиях - довольно трудоемкий процесс. Нужно время, нужно желание, а для этого - стимул извне. Не каждый учитель будет познавать компьютерные технологии, когда он работает на 1,5 - 2 ставки и получает за это три с небольшим тысячи рублей? Между прочим, до сих пор перед школой не стоит задача активного применения новых информационных технологий, есть лишь благие пожелания.

Стоит упомянуть о некоторых технических проблемах, с которыми мы столкнулись в ходе реализации программы. Не так уж редки случаи, когда к нам поступает некачественная техника. В прошлом году директора школ жаловались на поломки принтеров. Одно из училищ получило новые компьютеры, а СЭН через год их забраковал по причине слишком высокого уровня излучения. Хотя техника, поступающая в школу, находится на гарантийном обслуживании, в глубинке это обслуживание труднодоступно. Пришлось даже учить учителей выполнять техническое обслуживание и мелкий ремонт.

Больной вопрос для нас - выход в интернет. Дорого и далеко не во всех населенных пунктах технически возможно. Да и там, где есть доступ, качество связи не всегда удовлетворительное.

- Евгений Вадимович, в 2005 году программа завершается... Остался последний год.

- Полагаю, что программа требует продолжения. В любом случае информатизация образования Свердловской области продолжится. В 2005 году мы собираемся разделить областное финансирование информатизации на две части. Мы будем, как и прежде, работать с федеральным министерством, но, помимо этого, собираемся реализовывать собственные гранты по девяти направлениям. Мы собираемся отрабатывать механизмы дистанционного обучения, самообразования, развития медиатек и другие. Мы хотели бы, чтобы те школы, которые в наибольшей степени готовы к реализации этих направлений, получили от нас необходимое компьютерное оснащение и приступили к работе.

Екатеринбург