Статфакт

В 2003 году компьютерное оборудование было поставлено в 875 детских домов и 378 школ-интернатов.

В 1426 учреждений начального профессионального образования поставлены 2503 компьютера (рабочее место учителя), 26295 компьютеров (рабочее место ученика), 2388 комплектов сетевого оборудования, 3857 принтеров, 2450 модемов, 2400 мультимедиапроекторов, 2851 источник бесперебойного питания и 2027 сканеров.

В начале доклада совершенно справедливо было отмечено, что ФЦП РЕОИС решает сразу несколько задач: по формированию информационно-технологической инфраструктуры системы образования, по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, по внедрению в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств, по разработке средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса и, наконец, по подготовке педагогических, административных, инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

Надо сказать, что ежегодно в рамках программы выделились такие направления, как:

Разработка электронных образовательных ресурсов.

Подготовка кадров для информационного общества.

Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования.

Поддержка региональных программ информатизации, развитие информационных систем управления образованием.

Понятно, что изначально нужно было прежде всего провести оснащение образовательных учреждений необходимым оборудованием и программным обеспечением.

В результате реализации программы с 2001-го по 2004 год было несколько крупномасштабных поставок технических средств, финансируемых за счет федерального и региональных бюджетов.

Комплекты оборудования, состоящие из компьютера, мультимедийного проектора, сканера, принтера и программного обеспечения, получило большое количество образовательных учреждений и школьных библиотек. Вместе с этим были организованы и оборудованы ресурсные центры и межшкольные методические центры, решающие самые различные задачи - от хранения некоторого оборудования до обеспечения системы дистанционного обучения. Институты повышения квалификации, педагогические вузы и колледжи включены в общий процесс поставок.

В рамках программы созданы мультимедийные образовательные пособия. С 2001 по 2004 год осуществлялись несколько централизованных поставок медиатек в школы, предусматривалась экспериментальная апробация мультимедийных пособий, создан депозитарий электронных образовательных ресурсов для профессионального и среднего образования, который включает в себя не только описание большого количества имеющихся пособий на полиграфическом и электронном носителе, но и тексты, снабженные удобной поисковой системой. За четыре года появилась серия федеральных порталов.

Обеспечение «тыла» информатизации потребовало вслед за этим следующего шага - создания единого информационного пространства.

Решение этой проблемы осуществлялось в двух направлениях - создание сети «Интернет» между участниками образовательного пространства и подключение сельских школ к одностороннему спутниковому каналу, предоставляющему школам доступ к актуальной информации от текстовых файлов до видеоматериалов. Кроме того, широкое развитие получает дистанционная форма обучения. На базе созданных в 2002 году центров дистанционного обучения (РЦДО) в 7 регионах РФ обучено 14 тысяч учителей, для расширения объемов переподготовки учителей позже были созданы дополнительно еще 10 таких центров.

Понятно, что успешность реализации программы во многом определяло обучение кадров.

ФЦП РЕОИС особое внимание уделяет обучению педагогов, управленцев, обслуживающего персонала. При педагогических вузах организуется обучение и подготовка кадров, способных в дальнейшем реализовывать государственную программу информатизации образования. На региональном уровне за счет средств местного бюджета также разрабатываются и реализуются программы, поддерживающие и развивающие идею создания единого информационного пространства. В России уже есть регионы, лидирующие в этом направлении: Красноярск, Ярославль, Калуга, Ленинградская область, Самарская область, Томск.

Сегодня уже создана и развивается сеть из четырех специализированных и отраслевых и двадцати одного регионального ресурсного центра на базе российских университетов, разработана система оказания научно-методической, организационной, консультативной и технической поддержки региональной образовательной среды. Региональные ресурсные центры становятся открытой многоуровневой информационно-технологической системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Отраслевые специализированные ресурсные центры специализируются на организации учебного процесса в единой образовательной информационной среде; на развитии и сопровождении информационных систем управления отраслью, сопровождении региональных ресурсных центров, на обеспечении содержания общего образования. На регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования. Уже сегодня разработана структура регионального ресурсного центра, сформулирована цель его создания, определены принципы, задачи, функции и направления функционирования, составлен перечень подцентров и их задачи.

В рамках ФЦП РЕОИС решалась еще одна принципиально важная задача - проведение аналитических и мониторинговых исследований, отслеживающих реализацию данной программы и концепции информатизации.

Ежегодно проводятся исследования различных аспектов процесса информатизации российского образования, осуществляющиеся Высшей школой экономики, НФПК, Институтом информатизации, Государственным координационным центром информационных технологий. Актуальные проблемы, промежуточные результаты обсуждаются на ежегодных конференциях «Образовательная среда», «Школа», «Информационные технологии в образовании».

Кроме государственных программ, существуют проекты, поддерживаемые различными крупными компаниями: Intel - «Обучение для будущего», ФИО - «Интернет-технологии - образованию». К обучению педагогов подключаются ведущие производители мультимедийных пособий: ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1-С», ООО «Физикон», «Центр Дистанционного Обучения» и многие другие.

В российских школах в результате реализации этих программ появляются компьютерная техника, мультимедийные обучающие учебники и пособия, повышается уровень ИКТ компетенций педагогов. Однако урок с использованием электронных образовательных ресурсов далеко не частое явление.

В 2003 году в рамках РЕОИС развивалось нормативно-правовое обеспечение информатизации образования. Это позволило разработать проекты нормативно-правовых актов, обеспечивающих создание и использование в образовательном процессе лицензируемых и сертифицируемых программных продуктов и средств, подготовить проекты нормативно-правовых актов, регулирующих авторские и имущественные правоотношения в области использования цифровых учебных ресурсов в системе образования.

Исследуя процесс информатизации российского образования, нельзя не обратить внимание на то, что регионы чаще всего не обладают достаточным количеством средств для поддержки федеральных программ. Поэтому возникает явная неоднородность в развитии и продвижении информационных технологий в образовании. Но развитию информатизации образования мешает не только это. Разработанные в рамках федеральных целевых программ и займа Всемирного банка мультимедийные пособия для средней школы чаще всего не используются педагогами, а компьютерная техника применяется в основном учителями информатики. По мнению Федерации Интернет Образования, школа не смогла отреагировать на широкомасштабное внедрение информационных технологий во все сферы жизни как один из самых консервативных и недостаточно дотируемых социальных институтов. Кроме того, курсовая подготовка работников образования нацелена на подготовку новичка- пользователя, знающего, как работать с известными программами, создавать сайты и презентации, но, как правило, все эти курсы не учитывают прикладного характера использования ИТК управленцами, педагогами, библиотекарями, поэтому зачастую полученные знания, с одной стороны, обученным пользователям трудно связать с каждодневным образовательным процессом и закрепить как навык при отсутствии технических средств на рабочем месте. К тому же иногда в регионах переподготовку ведут специалисты, хорошо знакомые с ИКТ, но мало со спецификой педагогической аудитории. Те педагоги, которые овладели ИКТ, к сожалению, не в полной мере могут использовать самые различные информационные сети. Материалы созданных порталов недоступны большему числу учреждений из-за невозможности доступа к сети «Интернет» и используются домашними пользователями, а учителя в большинстве случаев пока не имеют дома компьютеров, да и оплачивать пользование интернетом им не по карману. А если бы даже нашлись деньги, учителя поняли, что большое количество федеральных порталов не имеют пока необходимого содержательного наполнения, а прикладные порталы или неизвестны целевой группе или малоиспользуемы.

Единое информационное образовательное пространство, с точки зрения технического аспекта, находится сейчас на этапе становления. В некоторых регионах созданы локальные сети системы образования, но существующий положительный опыт по созданию единого информационного образовательного пространства, предполагающий экономичный подход, простоту в эксплуатации для пользователей, применяемый на базе некоторых регионов, не имеет сегодня широкого распространения.

Использование автоматизированных систем администрирования пока не вошло в широкую практику управления учебным процессом, хотя в рамках программы «ИСО» НФПК была разработана и апробирована программа «Школа», созданная компанией «Хронобус» - тиражирование и распространение продукта пока не произошло.

В некотором роде существующая система образования оказалась не готовой по ряду направлений к процессу информатизации:

техническое оснащение школ чаще всего не позволяет в полной мере включать обучающие пособия в учебном процессе, а тем более осуществлять дистанционное обучение;

переподготовка работников образования затруднена отсутствием методистов, способных обучить применению мультимедийных продуктов в учебном процессе;

создатели мультимедийных обучающих пособий не учитывают реальный уровень оснащения образовательных учреждений компьютерной техникой и уровень информационной компетенции педагогических кадров и крайне недостаточную их мотивацию к освоению и применению информационных технологий в своей практике.

отсутствие контролирующих и мотивирующих мероприятий затрудняет процесс продвижения информатизации в широкую образовательную практику.

Анализ электронных образовательных ресурсов, созданных в ходе различных государственных программ, показывает, что за последние четыре года появилось достаточное количество обучающих мультимедийных программ, покрывающих почти целиком предметные области среднего образования и некоторые содержательные направления профессионального. Важно отметить, что данные электронные образовательные ресурсы имеют различное дидактическое назначение:

тренинговые издания по математике 5-11, физике 7-11, химии 8-11, биологии 6-11, географии 5-11, всеобщей и отечественной истории, обществознанию, экологии, экономике, комплекс для начальной школы, созданные в рамках займа Всемирного банка по программе «Информатизация системы образования», реализуемой Национальным Фондом подготовки кадров.

библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11, химии 8-11, биологии 6-11, географии 6-10, астрономии 9-10, МХК 10-11, ОБЖ 5-11, истории России, XVIII-XIX век, истории древнего мира и средних веков, истории для подготовки к ЕГЭ, технологии, английскому и немецкому языкам; «Биология» - подготовка в ЕГЭ, «Химия» - подготовка к ЕГЭ и др. создана по заказу Министерства образования в рамках конкурсов, проведенных Исполнительной дирекцией «Дети России» и в ходе реализации ФЦП «РЕОИС» (2001-2005 гг.).

электронные учебные издания по курсам: «Отечественная история», «Литература», «Искусство», «История религии», «Российские победы», биотехнология, физика и техника, культурология, история искусства, компьютерная графика и дизайн, экономическая и социальная география, экология, история техники, экономика и право, «Вычислительная математика и программирование», «Биология, химия, экология» были разработаны за последние три года в рамках программы «РЕОИС».

В настоящее время запускается проект создания учебно-методических комплектов в рамках программы «ИСО» НФНК, предполагающий разработку новых информационных образовательных ресурсов.

Информация к сведению

Из 89 регионов не приняли участие в проекте из-за нехватки средств 8. Москва и Санкт-Петербург работали по своим программам.

Реализация программы проходила в несколько этапов:

2001 год

- поставка компьютерной техники в сельские школы, отбор программного обеспечения;

- подготовка педагогов к работе с информационными технологиями в образовании.

2002-2003 годы

- разработка стратегии и методологии реализации программы;

- организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;

- обеспечение учебных заведений компьютерной техникой и доступом к информационно-образовательным ресурсам;

- разработка современных материалов и их экспериментальное апробирование;

- разработка программ, учебных планов, повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических административных и инженерно-технических кадров.

2004-2005 годы

- поставка средств информатизации в учебные заведения;

- организация системы технического обслуживания;

- разработка и тиражирование учебных материалов;

- повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров;

- создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения.

В 2003 году в рамках Федеральной целевой программы РЕОИС:

- создана Центральная библиотека образовательных ресурсов;

- сформирован федеральный депозитарий электронных средств учебного назначения и электронных изданий для высшего профессионального и общего среднего образования;

- создана система доступа к фондам электронной библиотеки;

- составлены электронные перечни литературы в количестве 9276 наименований и электронный каталог;

- подготовлены электронные (оцифрованные) издания в количестве 51090 наименований;

- разработана коллекция электронных ресурсов (200) наименований;

- создано 17 электронных пособий по дисциплинам общего образования; 7 изданий для начального профессионального образования; 2 инструментальных компьютерных среды и методики их использования для учителей и студентов педагогических вузов; 3 издания для высшего профессионального образования;

- осуществлено развитие и системное сопровождение общеобразовательного федерального портала «Российское образование», сети специализированных образовательных порталов;

- проводился эксперимент по введению автоматизированной системы сопровождения ЕГЭ.

Созданная система асимметричного доступа сельских школ к информационным образовательным ресурсам через спутник включала 15700 приемных и 300 приемно-передающих абонентских терминалов спутникового доступа.

3318 абонентских приемных терминалов были введены в строй в школах Центрального (1414), Северо-Западного (18), Приволжского (1376), Южного (236), Уральского (18) и Северного (266) федеральных округов.

В рамках Федеральной целевой программы проведены важные научные разработки:

- разработана методология доступа к информационным ресурсам в телекоммуникационных образовательных сетях;

- создана автоматизированная система управления специализированными базами данных по объектам управления в составе региональных ресурсных центров;

- сформирована инфраструктура управления корпоративными отраслевыми ресурсами;

- проведен анализ информационных ресурсов и сервисов образовательных порталов;

- проведены исследования по проблемам использования информационных технологий в образовании;

- создана модель учебно-методического комплекса нового поколения в системе общего и начального образования;

- разработаны научно-методические основы и отраслевые стандарты функционирования инфраструктуры спутникового доступа и наземной инфраструктуры телекоммуникационной сети сферы образования;

- реализована методика обследования телекоммуникационной инфраструктуры для подключения учреждений образования к МРЦ и образовательным сетям в пилотных регионах.