Одна из проблем, которую обозначило исследование, - это то, что наши ребята, которые неплохо знают теорию, теряются, когда речь заходит о конкретных практических вещах. Например, зная, что такое валюта, школьники затрудняются рассчитать, к чему приведет изменение курса валют. Или, раскрывая вопросы о финансовых рисках и финансовом мошенничестве, ребята указывают, что это «неправильные» действия, не объясняя суть.
Вопросы финансовой грамотности включены в курс обществознания и обязательно присутствуют в учебниках по обществознанию для 8-х и 11-х классов. Это несколько обязательных уроков в составе курса, которые содержат ключевые знания в данной области.
Появились и самостоятельные пособия по финансовой грамотности. По инициативе Минфина РФ разработаны учебно-методические комплексы для учащихся от 2-го класса школы до студентов профессионального образования, с разной тематикой и рассчитанные на разное количество часов, которые можно использовать в системе дополнительного образования. Это может быть сделано в форме кружка, факультатива или курса по выбору, который будет в сетке занятий. Главное - чтобы дети проявили интерес к изучаемым вопросам, стали действительно финансово грамотными.
Финансовая грамотность обладает особенным содержанием и методическими особенностями, с которыми надо познакомить учителя, независимо от того, будет ли он читать самостоятельный курс по финансовой грамотности или это будет несколько уроков, предусмотренных программой обществознания. Конечно, идеальный вариант, чтобы учитель прошел курсы повышения квалификации для педагогов на эту тему.
По себе знаю, что при освоении чего-то нового требуется метод серьезного погружения. Мне, например, приходилось в режиме самообразования изучать вещи, которых я раньше не знала. Если говорить о методической составляющей - то, что было привнесено исследованием PISA, для меня было своего рода педагогическим открытием, я увидела, как можно выстроить инструментарий для диагностики образовательного результата. Пришлось анализировать и большой контент ответов учеников, что было очень интересно.
Тест проходит каждые три года. Второй был проведен в 2015 году, но результаты еще обрабатываются. Уже начинается подготовка материалов к исследованию 2018 года. Полагаю, когда выстроятся результаты этих трех исследований, станет ясна динамика того, что происходит в области финансовой грамотности у подростков в России.
Мы видим, с одной стороны, что внутри государства предпринимаются шаги, чтобы финансовая грамотность пришла в школу. С другой стороны, 15-летние ребята все больше сами входят в мир финансовых отношений.

Анастасия ПОЛОВНИКОВА, специалист по финансовой грамотности школьников, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права МГПУ, эксперт международного исследования PISA в области финансовой грамотности,
и школа №2025