Учитель - это специалист, имеющий возможность наблюдать и анализировать все виды речевой деятельности учащегося: систематически и в динамике, постановочно, экспериментально и в зоне ближайшего развития. Все педагоги начальной школы очень хорошо узнают логопатические детские ошибки и быстро привлекают к помощи логопеда. Но чаще у детей встречаются более сложные нарушения речи, когда никак не формируется орфографический навык. Невозможность применять правила, проблема с обобщением, классификацией, со слуховой и зрительной памятью, мотивацией - все эти факторы являются обязательным условием прохождения дизорфографической коррекции с учителем-логопедом.
Ниже мы перечислим основные виды логопедических трудностей у учеников начальной школы, которые являются поводом обращения к логопеду и с которыми часто сталкиваются и работают специалисты Городского психолого-педагогического центра.

Ошибки «по невнимательности»
Педагоги хорошо знают, что на фоне снижения саморегуляции и контроля, например после урока физкультуры, у учеников в тетрадях появляются буквы «б» вместо «д» или одни буквы в слове опережают другие. В этом случае учитель должен обязательно направить такого ребенка на консультацию к нейропсихологу и логопеду.

Недостаточность лексических средств
У детей с легкой степенью общего речевого недоразвития отмечается долгий период активизации нужного слова, подбора синонима или антонима и другие специфические проявления дефицитарности, хорошо знакомые педагогам.

Нарушения процесса формирования навыков чтения
Уже в конце первого класса ребенок должен уметь работать с литературным текстом небольшого объема. Те или иные нарушения устной и письменной речи, конечно же, негативно сказываются на формировании навыков чтения. Поэтому в данном случае работа с логопедом также необходима.

Трудности понимания логико-грамматических конструкций
Наглядно эти трудности зачастую проявляются при решении математических задач. Дети часто отвечают не на поставленный вопрос в задачах, а на второстепенные, не понимают условия задачи. Математическое мышление при этом может быть хорошо сформировано, а неспособность решить задачу может скрываться в непонимании текста задачи как грамматической конструкции. То есть дети игнорируют значение предлогов и окончаний.

Недостаточная сформированность слухоречевой памяти
Коррекционное логопедическое занятие обязательно предусматривает развитие слухового внимания и памяти, поскольку у всех детей имеются различия в темпе письма, объеме слухоречевой памяти, состоянии регуляторных процессов. Один ученик запоминает предложение с первого раза, а другой переспрашивает каждое слово.

Слабость зрительно-пространственных функций
Для детей с нарушениями письменной речи нередко характерно специфическое недоразвитие зрительно-пространственной ориентации на листе тетради и на страницах учебника: ребенку сложно следить за строчкой, отсчитывать нужное количество клеточек, он может путать написание букв.

Трудности с почерком
Многие родители тревожатся из-за красоты почерка ребенка. Не стоит покупать все виды изданий прописей и усаживать за них ребенка на протяжении всех летних каникул. Просто необходимо почаще советоваться со своим педагогом, чтобы определить для ребенка его уровень возможностей. Конечно, это касается любых вопросов коррекции.

Трудности вербально-логического мышления
Полноценное оперирование вербально-логическими конструкциями невозможно без хорошего развития речи. Например, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и дисграфией будет сложно осваивать такой школьный предмет, как «Информатика и ИКТ». Для его понимания необходимы не только развитые вербально-логические формы мышления, но и автоматизированное чтение, память и способность концентрировать внимание.

Ирина ШИРЯЕВА, учитель-логопед территориального отделения «Крылатское» Городского психолого-педагогического центра