В результате у детей возникают проблемы общения и личностного развития. Но не всегда проблемы в общении имеют только физиологическую и психологическую направленность. Очень часто не решенные в младшем школьном возрасте речевые проблемы усугубляются в подростковом возрасте.
Какие пути решения? Мы, специалисты 843-й школы, создали психолого-логопедическую службу для младших подростков (5-6-е классы) с нарушениями устной и письменной речи.
Направления работы службы:
1. Фронтальная и индивидуальная диагностическая работа (совместно с преподавателями русского языка и литературы).
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися. Формирование коммуникативных навыков и навыков устной публичной речи.
3. Просветительская работа - выступления на педагогических советах, родительских собраниях и индивидуальные консультации.
Специалистами психолого-логопедической службы была разработана программа, которая объединяет в себе и классические логопедические методики, и психологические тренинги, и арт-технологии, и занятия по риторике, и телесно-ориентированные техники.
Примеры арт-технологий:
Психологическая песочница. Игровая деятельность всегда вызывает эмоционально положительное состояние, психологический комфорт, снижение психофизического напряжения, что особенно важно в логопедической работе с детьми с различными формами нарушения речи. Технология дает возможность ребенку ощущать себя успешным - ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге.
Кинетический песок используется в виде самостоятельного визуально-пластического средства. Это «работа с объемом», создание форм, напоминающих рельеф и скульптуру. Мы используем манипуляции с песком и песочные формы как инструмент телесно-ориентированной техники и как часть техники скульптурного автопортретирования.
Методика скульптурного автопортретирования
В работе с подростками по этой методике происходит снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Проективные карты - это работа со зрительной метафорой. Этот инструмент используется в работе, когда подростку трудно рассказать о своей проблеме, фактически является невербальным способом выражения чувств, мыслей и ожиданий.
Коллаж - процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для подростков. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, развивающая работа. Активная деятельность созидания и творчества способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.
С помощью приведенных технологий подросток использует свой творческий потенциал в планировании образа собственного будущего, позволяет себе смелость мечтать и заявлять о своих желаниях.
Более подробно технологии представлены на нашем сайте: sch843.mskobr.ru.

Татьяна ПЕШЕВА, педагог-психолог, учитель-логопед школы №843