Перед тем как поднять такой важный вопрос, как мониторинг в дошкольном образовании, в первую очередь мы решили спросить самих малышей - дошкольников, любят ли они ходить в детский сад и что им нравится в детском саду.
София К., 4,5 года: «Я очень люблю ходить в детский сад, потому что много друзей. Мои друзья Василиса, Олеся, Федя, Оля. Мне нравится играть в детском саду. У нас очень много игрушек, настольных игр, которых нет дома».
Дима Л., 5,5 года: «Я хочу ходить в сад, потому что люблю своих воспитателей и ребят. Дружу со всеми, особенно люблю играть в конструктор и собирать постройки с Пашей, Максимом, Ромой».
Аня М., 5 лет: «Очень люблю свою группу и воспитателей. Мне нравится уголок кухни. Я готовлю еду с ребятами и угощаю своих друзей: Максима, Софию, Женю, Арину».
Женя П., 6 лет: «Да, здесь всегда весело, можно отдохнуть, книжки разные посмотреть, поиграть в кубики и игрушки, в игру «Буратино», где надо кидать кубик в конструктор».
Из высказываний детей становится понятным, что для дошкольников очень важны отношения со сверстниками и взрослыми и среда, наполненная играми и игрушками, в которой они могут реализовать свою активность.
Есть ли метод, позволяющий сделать оценку, каким образом создаются условия для поддержки детской инициативы, выбора ребенка, спонтанной игры и ее обогащения, обеспечения игрового времени и пространства, то есть качества образовательной среды? Стало понятно, что нужен инструмент, который бы объективно, ясно и четко дал оценку качества работы в дошкольных группах.
Такой инструмент предложила лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ - «Шкала комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)». Прототипом такого инструмента в разных странах (США, Англия, Швеция, Германия, Дания, Южная Корея) стала шкала ECERS, которая сфокусирована на оценке образовательной среды, а не на оценке индивидуальных особенностей ребенка. Шкала ECERS имеет ясные педагогические приоритеты. Индикаторы шкалы четко фиксируют, насколько поддерживается детская инициатива, насколько ребенок имеет возможность активно участвовать в принятии важных решений. Используя данную шкалу, администрации и педагогам становится понятно, что необходимо обустроить не только в групповом пространстве, предметно-пространственной среде, но и в режимных моментах, во взаимоотношениях между коллегами, педагогом и ребенком, педагогом и родителем. Шкала дает возможность определить, насколько вариативно выстроено пространство для ребенка, есть ли возможность ребенку проявить свои предпочтения в играх, исследованиях, групповых занятиях. Важно, что при использовании данной шкалы в дошкольных группах выявлено совпадение между подшкалами ECERS и пятью образовательными областями, описанными во ФГОС. Психолого-педагогические условия, представленные во ФГОС, так же находятся в основе шкал ECERS.
Применяя данные шкалы для оценки условий и оценки образовательного процесса, педагоги начали вносить коррективы в образовательную программу, обустройство среды, взаимоотношения с детьми и родителями.
Данная шкала дала возможность не только увидеть свое учреждение через призму индикаторов качества образования, но и начать его преобразовывать. В основе данного преобразования находится ребенок, дети становятся субъектами образовательного процесса: начинают создавать, а не только действовать по образцу; делать свой выбор, а не только повиноваться; решать, а не только соглашаться; спрашивать, а не пассивно слушать.
Включение в проект позволяет педагогам и администрации выезжать на семинары для разработки программы развития на 2016-2021 гг., проводить по инициативе Московского городского педагогического университета обучение групп слушателей повышения квалификации «Независимый аудит качества дошкольного образования с помощью шкал ECERS».
Работа над проектом стала эффективным инструментом развития педагогической команды. Мы готовы делиться полученным ценным опытом с нашими коллегами.

Елена ЗОТОВА, и. о. директора школы №324 «Жар-птица»