Мы пошли по пути внедрения программы «Золотой ключик» (автор-разработчик Е.Е.Кравцова). Программа объединяет смысловые основы разных видов деятельности в единый контекст, хорошо понятный детям. Основой такого действия является игра.
Как это происходит? Приведу один пример такого совмещения смыслов. Одной из игр была игра «Снежная королева». Сюжет действия, в которое вовлечены дети, - история, которая произошла на глазах у всей группы. Дети увидели, как Снежная королева увозит на санках игрушечного медведя, который жил у них в группе. Дети решили обязательно выручить Мишку и вернуть его домой. Но для этого многое надо было сделать: выяснить, где живет Снежная королева (найти это место на карте), выяснить, как это далеко и как туда можно добраться, организовать поход, подумать, кто может помочь им в пути, что надо с собой взять, и все подготовить. Также дети сразу написали письмо королеве и просили вернуть им медведя. В результате завязавшейся переписки королева давала детям задания, которые они выполняли всей группой (решали задачи, делали макеты, учили стихи). Одним словом, вся стандартная программа обучения была переосмыслена в свете спасения игрушки.
Основное назначение подобных игр - суметь выполнить задание единого смыслового пространства для каждого ребенка в отдельности и коллектива в целом.
В этом учебном году мы решили продолжить данную программу в рамках начальной школы и разработали проект «Город», смысл которого, как и в программе «Игра», сводится к созданию единого смыслового и содержательного поля для учащихся начальной школы. В течение учебного года дети будут строить макет города своей мечты, разбирая при этом архитектурные стили, смысл и логику построения любого города, формируя новый понятийный ряд, умение работать в команде и получать совместный результат. Такое включение в коллективно-распределенную деятельность поможет ученикам осмыслить всю новую реальность школьного пространства.

Татьяна НОВИКОВА, руководитель психологической службы школы №843, кандидат психологических наук, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ