По мере насыщения производства и сферы обслуживания квалифицированными кадрами и роста общего образовательного уровня населения происходила переориентация интересов подрастающего поколения в сфере будущей работы с физического труда на умственный. В обществе укреплялся стереотип, который требовал от вчерашнего школьника быть успешным, а главным мерилом успеха стало получение высшего образования. Общественное мнение гласило, что высшее образование в будущем даст подростку относительно легкую и высокооплачиваемую работу, а тем, кто остановился на среднем образовании, предстоит познать все тяготы ручного труда, да еще и ощутить себя на нижней ступеньке социальной лестницы. В постсоветские времена россияне уже не сомневались, что лучше перекладывать бумаги с места на место без особых перспектив в офисе коммерческой фирмы или государственного учреждения, погибая на работе от скуки, нежели заниматься физическим трудом где-нибудь на стройке или производстве, даже несмотря на заметное в ряде случаев преимущество в заработке и нередко творческий характер труда.
Три года назад московские колледжи получили еще один инструмент для борьбы с отжившими стереотипами - мероприятие под названием «Профессиональная среда». Основной целью было ознакомить школьников старших классов с профессиями, о которых они никогда прежде не задумывались. К этому времени дни открытых дверей изрядно поднадоели как школьникам, так и сотрудникам приемных комиссий колледжей и приобрели формальный характер. Проведение «Профессиональной среды» решено было сделать мероприятием нестандартным, насыщенным потоком интересной информации, проводимым с выдумкой и предпочтительно в игровой форме. А чтобы учесть все нюансы интересов молодого поколения, к разработке сценария игры и непосредственно к проведению мероприятия были привлечены студенты-старшекурсники.
Надо сказать, что преподаватели Московского образовательного комплекса «Запад» отнеслись к новой форме работы с потенциальными абитуриентами со всей ответственностью. Из бездонных глубин профессиональных знаний им удалось извлечь наиболее впечатляющие хитрости. С порога учебного здания слегка ошарашенные школьники, пришедшие на «еще одно», «очередное» мероприятие, которое вроде бы и не нужно им, а может быть, и нужно, окунались в среду, абсолютно не похожую на галдящую суету школьного бытия. Студенты - ребята на год-два старше их самих завладевали вниманием группы за группой и открывали им мир, который они еще не видели и никогда бы не увидели, если бы не «Профессиональная среда». При этом студенты вели себя нетривиально - раскованно, коммуникабельно, дружелюбно, приглашая школяров принять в игре участие.
Вместо нудных объяснений - студенческие импровизации сродни телевизионным шоу. За ответы на вопросы специального характера гостю начисляли баллы, которые по итогам визита превращались в подарки. Неожиданно вместо скучной лекции из серии «Есть ли жизнь на Марсе» девочки, например, постигали один за другим приемы того, как стать неотразимой. А всем известно, что большинство девочек не будет ни есть, ни спать, но всем докажет, что она самая красивая - куда лучше, чем подруги из класса. Сколько способов заплести косу вы знаете? 2-3 способа? Ничего вы не знаете. Бегите в МОК «Запад» на очередную «Профессиональную среду». Подобно тому, как аппетит приходит во время еды, к гостям МОК «Запад» приходило понимание того, что мероприятие интересное и полезное.
Неверно говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Это упрощенный подход. Но то, что мужчины не любят быть голодными, - это факт. Да и женщины не откажутся от «дорады, запеченной на плато из черного риса, с клубнично-клюквенным соусом по-бразильски». И побаловать таким блюдом себя любимую и свою семью можно только тогда, когда овладеешь основами поварского искусства. В семьях родители часто берегут мальчиков и девочек от работы по дому и берут приготовление еды на себя. Став взрослыми, бывшие мальчики и девочки долго «танцуют с бубном» у плиты, чтобы в итоге сварить макароны или зажарить яичницу, уверенно обладая лишь навыком приготовления яиц вкрутую.
Лакмусовой бумажкой популярности кулинарных вопросов у населения могут быть многочисленные телевизионные программы, шоу, сериалы, посвященные поварскому искусству. В ряде школ на уроках технологии ребят стали обучать кулинарной науке с прицелом на последующее участие в олимпиадах профессионального мастерства, проводимых в профильных колледжах и образовательных комплексах столицы. «Профессиональные среды» стали своего рода опорой для тех учеников, кто посещает эти занятия и имеет возможность лишний раз убедиться в правильности своего выбора, если не профессии, то хобби. Да и остальным ребятам было интересно посмотреть, например, на работу оборудования, используемого для мгновенной заморозки продуктов, или на изделия карвинга, применяемые для украшения банкетного стола, или посмотреть на правила и приемы раскладки столовых приборов, салфеток... А если в гости МОК «Запад» приходят ученики младших классов, то произведенное впечатление заставляет их по-иному смотреть на процесс выбора профессии.
Жизнь богата на самые неожиданные истории. Представьте себе, что в семье родителей-программистов и папа, и мама постоянно подвигают сына к решению продолжить семейную традицию и заняться после вуза программированием - это современно, это перспективно, это престижно. Это реальный пример из жизни. Молодому человеку трудно противостоять воле родителей, обладающих непререкаемым авторитетом. И лишь дед, бывший повар, все еще относящийся к папе и маме как к детям, советует внуку, что сердце надо слушать, что коли тянет к плите, то надо учиться на повара. И парень принимает собственное решение - он прекращает учебу на программиста и... идет служить во флот, а потом поступает в МОК «Запад», чтобы стать поваром. Чтобы разрубить гордиев узел, надо быть мужчиной. Родители всегда поймут, что сыну предстоит прожить свою жизнь, и не следует отказываться от мечты, даже ради самой престижной специальности. Отрадно, что такие ребята есть, но им было бы легче бороться за свое призвание, если бы у родителей была возможность узнать о профессии повара больше, чем показывают в сериалах по ТВ. Ради этого и испытывают муки творчества креативные группы студентов и преподавателей, готовящие очередную «Профессиональную среду».
Отдельная страница «Профессиональной среды» - это социальные партнеры, пришедшие на встречу с потенциальными абитуриентами, да и студентами. Как правило, наши социальные партнеры - люди неординарные, начинавшие с нуля и добившиеся в жизни признания коллег и клиентов, обладающие глубокими профессиональными знаниями. Усредненный портрет социального партнера, пришедшего на «Профессиональную среду», включает мужчин и женщин средних лет, энергичных, мыслящих креативно, с оптимизмом смотрящих в будущее. Они охотно делятся своим опытом, предупреждая о «подводных камнях», поджидающих ребят в профессии. Они подробно объясняют, что в наши дни одного или даже двух образований до пенсии никак не хватит.
Молодому человеку следует с самого начала твердо знать, что учиться придется всю жизнь - таково требование к специалисту, желающему входить в круг профессионалов своего дела. Иначе специалист остается на месте, отстает, покидает ряды профессионалов. И еще: если раньше среднее специальное образование подразумевало работу руками с использованием средств автоматизации и механизации, то сегодня для некоторых специальностей требуются знания уровня высшего образования. На производстве все больше применяются станки с компьютерным управлением, работать на которых может лишь тот оператор, который «на ты» со сложными программами вроде ACAD, Inventor, Solid Works, CADMech и другие того же типа. Не менее сложные программы диагностики современных автомобилей осваивают будущие автомеханики. Все эти требования вплотную подводят среднее профессиональное образование к желательности разработки программ бакалавриата.
Сотрудники МОК «Запад» будут впредь отрабатывать все новые подходы к популяризации среди молодежи идеи получения среднего профессионального образования, в свое время давшего импульс и знания таким людям, как Сергей Королев, Вячеслав Тихонов, Юрий Гагарин, а также миллионам других людей, развивавших и развивающих страну, регион, город, не забывающих и о себе. Иногда выпускников образовательных комплексов и колледжей Москвы называют «умные руки» столицы, но правильнее было бы говорить об «умных руках и головах» молодых москвичей. Нет никаких сомнений, что они сломают устаревшие стереотипы.

Кирилл МИРОШКИН,
директор московского образовательного комплекса «Запад»