Так родилась «Школа реальных дел» - конкурс проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей. Суть конкурса состоит в том, что организации-работодатели предлагают учащимся 7-10-х классов решить задачи, над которыми трудятся взрослые профессионалы. Школьник в одиночку или командой из 3-5 человек может выбрать любую интересующую его задачу (кейс), проработать ее и предложить свое решение в виде реального прототипа. Конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел» проводится в пятый раз. Его организаторами являются школа №2086, городской проект «Школа Новых Технологий», фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», проект MAX экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Можно предложить компаниям разработать для ребят посильные задания, которые они смогут решить. Конечно, это потребует координации усилий школы и работодателей, которые выступают в роли заказчиков, консультантов и экспертов, оценивающих результаты работы школьников, но в дальнейшем школьникам будет проще справиться  уже с не учебными, а реальными проектами на предприятиях и учреждениях.
Так родилась «Школа реальных дел» - конкурс проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей. Суть конкурса состоит в том, что организации-работодатели предлагают учащимся 7-10-х классов решить задачи, над которыми трудятся взрослые профессионалы. Школьник в одиночку или командой из 3-5 человек может выбрать любую интересующую его задачу (кейс), проработать ее и предложить свое решение в виде реального прототипа.
Работа над кейсами завершается торжественной защитой проектов, которая пройдет в апреле 2017 года. Члены жюри конкурса оценят глубину проработки, реалистичность, эффективность и оригинальность предложенных решений, а победителей ждут призы и награды.
Конкурс проектов и прикладных исследований «Школа реальных дел» проводят уже в пятый раз. В октябре в здании экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова участники конкурса смогли выбрать один из предложенных компаниями кейсов. Темами заданий традиционно стали: образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, разработка мобильных приложений и «умных» устройств, Интернет вещей, история, альтернативная энергетика, футурология, мехатроника и робототехника, 3D-моделирование, экология и энергосбережение, биотехнологии, электроника, космос, розничная торговля, PR/маркетинг, СМИ. В этом году среди тем заданий-кейсов появилось социальное направление: благотворительность, защита животных, создание инструкций по самостоятельной и безопасной жизни.
Проект ШРД уникален, он предлагает реальную возможность для сотрудничества и сотворчества с представителями известных компаний: ПАО «Ростелеком», Picaso 3D, Microsoft, Oracle, Autodesk, ТехноLab 24, Intel, 1С, «Новый диск» и многими другими. Всего участие в ярмарке ШРД приняли 44 компании-работодателя, а желающих попробовать свои силы школьников из московских и региональных школ было более двух с половиной тысяч.
Залог успеха для амбициозного проекта ШРД - найти неравнодушных людей, думающих о молодежи, которая завтра придет к ним на работу в компанию. Конечно, для того чтобы задания были доступны, а главное - интересны для школьников, необходимо приложить много труда. Для вовлечения ребят в решение кейсов был придуман особенный формат ярмарки, где школьники сами, без указания учителей и педагогов, могли познакомиться с реальными людьми, совершенно по-взрослому обсудить рабочие отношения. Свобода выбора заданий - главная привлекательная особенность проекта. Конечно, основная работа над проектами происходит в школе под присмотром учителя-куратора, но на протяжении всего года, отведенного на решение задачи, ребята несколько раз приходят к заказчикам, чтобы ознакомиться с тем, как устроена их повседневная жизнь, и получить необходимые консультации.
Всего было предложено более 70 кейсов различного направления. Социально направленные задачи, которыми пополнилась ШРД в этом году, привлекли большое количество школьников, желающих внести свой вклад в добрые и действительно необходимые дела. Например, Ростелеком предложил разработать онлайн-инструментарий для обеспечения органов здравоохранения и социальной защиты в условиях сельской местности, а также задание по совершенствованию навыков презентации. Идея разработки подобного электронного курса ненова, но стоит представить, что на протяжении всей нашей жизни нам приходится «выступать» с презентацией себя перед учителями, потом перед преподавателями вуза и, наконец, работодателями, рассказывать о своих проектах коллегам, как станет ясно, что без подобного навыка в современном мире не обойтись. И научиться ему заранее с помощью качественного и построенного на практике курса гораздо проще, чем наверстывать упущенную возможность в дальнейшем.
Компания Oracle предложила школьникам проект по развитию культуры взаимодействия и поддержания баланса учебы и личной жизни. Так, на основе опросов учеников школ и экспертных советов предлагалось выявить наиболее интересные формы внеучебной социальной активности у школьников и разработать программу для гармонизации времени, потраченного на оба вида деятельности.
Предложение разработать книгу-навигатор по самостоятельной жизни для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, подготовил благотворительный фонд «Образ жизни».
Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», одна из крупнейших российских частных благотворительных организаций, так же как и Центр реабилитации животных «Абсолют», предложил сразу несколько кейсов, направленных на развитие приютов для бездомных собак и популяризацию идеи не купить собаку, а взять ее из приюта. Проблема популяризации домашних животных без породы в большом городе становится все более острой, сейчас животных дома стали держать намного меньше семей, по большей части держат именно собак и кошек с родословной. Показать на основе специально подготовленных самими школьниками мероприятий, что бездомные и беспородные животные нуждаются в помощи людей, становится все более важной задачей, и найти пути ее решения школьники могут уже сейчас.
Большинство кейсов на ярмарке ШРД имели техническую направленность. В XXI веке многие технические кейсы были связаны с 3D-моделированием, робототехникой, мехатроникой, разработкой компьютерных и мобильных программ. Ребята с невероятным интересом рассматривали роботов, модели автомобилей на альтернативных источниках топлива, а также схемы футуристичных зданий. Но и не столь зрелищные проекты нашли участников. Многие из взявших на выполнение технических кейсов были уже неплохо знакомы с темой задания и обсуждали проекты с работодателями фактически на равных. Например, группа из нескольких школьников абсолютно по-деловому обсуждала сложности в выполнении кейса от компании ЛАРТ по разработке прототипа «умного» браслета, рассуждала о заказе комплектующих и возможностях медицинского применения данного устройства.
Электроника стремительно проникает во все сферы жизни: технологии дополненной и виртуальной реальности, облачные сервисы, роботы-помощники, бытовая техника с выходом в Интернет незаметно вошли в наш обиход. На формирование концепций и разработку инновационных продуктов будущего были направлены многие кейсы ШРД. ООО «Элиговижн» предложила разработку образовательных приложений с применением дополненной реальности, Hi-Tech Academy привлекла юных программистов идеями создания полезных приложений, ориентированных на развитие логического мышления и памяти, контроля усвоенных знаний. Внимание привлекал стенд компании ОС3, где на примере небольшого кубического «зала» с проектором можно было виртуально оказаться в любой точке мира. Заданием для школьников стали поиск и создание специального полнокупольного видео и сферических изображений для проекционного зала. Для этого необходимы небольшая насадка на камеру мобильного телефона и, конечно, интересный сюжет для съемки. Также компания ОС3 показала проект по истории на основе их собственной программы «Хронолайнер», где задачей участников кейса стало формирование дерева событий на хронологической линейке. Практическая польза подобного проекта - простота систематизации и усвоения фактов, поиск неизвестных подробностей в исторической хронике, приведших к великим научным открытиям и интересным событиям.
Интернет, так же как и электронные устройства, нацелен на простоту и доступность выполнения многих повседневных задач. Концепция Интернета вещей («умных» устройств, связанных и взаимодействующих между собой, оповещающих о своем состоянии через Всемирную паутину) звучала в кейсах компаний Intel, SAP, Лаборатории ЛИНТЕХ и ПАО «Ростелеком». Самые обычные вещи обретают совершенно необычные стороны применения. Представьте, что мини-компьютер, например, показанный на стенде Intel Genuino 101, внедренный в кухонную плиту, сверяясь с рецептами из Сети, помогает приготовить блюдо, регулируя температуру и влажность внутри продуктов, а теннисная ракетка сообщающает владельцу на основе анализа данных с датчиков об ошибках при подаче мяча. Это уже не будущее, это настоящее, реальные задачи, стоящие перед школьниками, выбравшими для себя проекты Интернета вещей.
Еще одним интересным направлением кейсов ШРД стало 3D-моделирование. Этой теме были посвящены стенды компаний Autodesk и Picaso 3D. Внедрение 3D-принтера в образовательный процесс - реальность, и, например, смоделировать и распечатать копию настоящего музейного экспоната в миниатюре посильное задание для современного школьника. Остальные кейсы Autodesk были связаны с промышленным дизайном, разработкой предметов интерьера (мебели, малых архитектурных форм), прототипированием бытовой техники, посуды и разнообразного инвентаря.
Разработке курсов дистанционного образования как перспективному направлению обучения был посвящен кейс компании Mind. С помощью сервиса видео-конференц-связи школьникам предстояло разработать план дистанционного обучения и провести серию видеоуроков. Более семи кейсов разных компаний заключены были в создании игрового образовательного контента разного порядка. Обучение в игровой форме не только интересно и привлекательно для детей, но и ускоряет процесс запоминания, тренирует логику и смекалку. От школьников ждали свежих идей для внедрения их в познавательные игры, дали возможность опробовать новинки и придумать что-то свое.
На ярмарке ШРД очень многие кейсы были связаны с Интернетом. Но настолько ли хорошо школьники умеют владеть им, способны ли обеспечить свою информационную безопасность, путешествуя по миллионам сайтов Мировой сети? Такой же вопрос обеспокоил и Координационный центр национального домена сети Интернет, предложивший на разработку игровой сценарий образовательного модуля «Изучи Интернет - управляй им», направленный на повышение грамотности в использовании Сети. В формате соревновательной викторины модуль знакомит участников с историей развития сети Интернет, популярными сайтами, работой антивирусных и облачных программ, учит безопасному поиску необходимой информации и многому другому. Ведь вопросы к викторине образовательного модуля будут придумывать сами школьники, тем самым рассказывая, что при использовании Интернета им необходимо или трудно в освоении.
Вероятно, каждый кейс нашел команду для выполнения, столько интересных и полезных тем просто не могло остаться без внимания. Ярмарка «Школы реальных дел» стала уникальной платформой, где школьники могли почувствовать себя взрослыми, серьезными людьми, потому как задачи, поставленные компаниями-работодателями, были реальными, действительно инновационными, и в нашу жизнь они войдут очень и очень скоро.
«В школе такому не учат», - скажут взрослые, боясь неудачи, школьники же просто возьмутся за выбранный проект. Для них каждый день - открытие, и значит, любая задача ШРД будет выполнена со всем энтузиазмом и кипучей энергией молодых умов.