Главная сложность в изучении в школе абстрактных понятий заключается в том, что такие понятия не имеют реальных аналогов в материальном мире. Ведь если мы посмотрим определение абстрактного понятия в словаре или научной монографии, то увидим примерно следующее: «Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений». То есть абстрактное понятие - это лишь идея, не имеющая материальных аналогов. Так как же нам, учителям, сделать объяснение сложнейших абстрактных понятий простым и доступным для учеников любого возраста?
Секрет формирования абстрактных понятий у школьников в том, что при объяснении такого понятия ученику преподаватель должен ориентироваться в первую очередь на формирование у обучающегося прочной ассоциативной связи между объясняемым понятием и его символом.
Возьмем, например, такое важное обществоведческое понятие, как социальная стратификация. В школьном справочнике это определение звучит так: «Социальная стратификация - система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа». Пожалуй, даже большинство взрослых и образованных людей не сразу смогут понять это сложнейшее определение. Поэтому в работе с детьми следует представить это понятие через образ «слоеного пирога». Ведь социальная стратификация есть не что иное, как расслоение общества по определенным критериям (богатство, образованность, власть и т. д.).
Возьмем пример из другой научной дисциплины, изучаемой в школе, а именно из биологии. Цитология - наука о клетке, школьники забывают сложные названия органелл и их функции. Если же представить клетку в виде города, в котором есть здание администрации с руководителем, управляющим процессами, - ядро, электростанции - митохондрии, которые делают батарейки - АТФ, если данный рассказ сопровождается красивыми картинками сооружений, символизирующих органоиды клетки, дети запоминают эти яркие образы.
Простые способы запоминать абстрактные понятия найдены. Скорее всего у каждого учителя найдутся свои. Следовательно, и решение других так называемых вечных проблем в руках самих педагогов, которые работают с неугасимым желанием дарить детям знания легко, креативно и позитивно!

Александра СЕМИНА, директор школы №14