В этой работе в Татарстане приступили в 1997 году, разработали модель информатизации на основе информационно-методических центров муниципального уровня и модель системного координатора. Причем профессиональная модель специалиста трехкомпонентная. Первый компонент - специалиста в области того, что можно назвать информационным образованием или образованием в условиях педагогических информационных систем. Вторая ипостась такого специалиста - системное администрирование. Третье - маркетинговая компетенция в области образования.

В 2001 году по заданию республиканского Министерства образования мы приступили к обучению таких специалистов и созданию учебных информационно-методических центров. Одной из основных функций системного координатора муниципального уровня при этом стала работа со школами.

Но возник вопрос: кто будет поддерживать образовательные базы знаний муниципального уровня, образовательные базы знаний школьного уровня, сопровождать их и вообще обеспечивать работу всей этой системы? Здесь начались взаимонепонимания с Министерством образования республики, которое, заказав нам эту работу, уже в конце 2001 года - в начале 2002 года, когда заработали первые информационно-методические центры, отказалось от этой идеи. Но сама идея не умерла, потому что главы районных администраций очень быстро увидели и оценили как педагогическую и социальную, так и экономическую эффективность этих центров, поскольку эта тройственная компетенция специалистов, которых мы готовили, позволила решать вопросы социально-экономического существования и развития районов. Поэтому некоторые главы администраций просто взяли под крыло свои информационно-методические центры, и они не просто выжили, но успешно развиваются и выполняют возложенные на них функции.

Мы исходили из простых соображений: и педагоги ДОУ, и школьные учителя сегодня, как правило, имеют в своем распоряжении хотя бы один компьютерный класс. Плюс к федеральным поставкам компьютерного оборудования президент Татарстана в 2002 году выделил более 13 тысяч компьютеров. Но специалистов и педагогов готовят классические и педагогические университеты. Идея заключается в том, что переподготовкой и повышением квалификации учителя должен заниматься тот же вуз, который дал ему базовое образование. Но традиционно этим занимаются институты повышения квалификации работников образования. Был такой институт и у нас в Татарстане, но переподготовка и повышение квалификации в системе ИПКРО не только у нас, но и в других регионах оставляют желать лучшего и очень сильно оторваны от проблем информатизации образования.

Переподготовка и повышение квалификации учителя должны быть перманентными, ибо технологии, в частности в области компьютерных наук, меняются раз в полтора года. Поэтому традиционная система переподготовки и повышения квалификации учителей раз в пять лет, причем оторванная от проблем информатизации, не то, что нужно сегодня. Мы предложили такой выход из этой ситуации: на базе классического педагогического университета создается педагогический мега-университет, многопортальный, причем порталы дисциплинарно ориентированные. Образовательная база знаний мега-университета поддерживает муниципалитеты, школьный уровень. Становится возможным осуществление переподготовки не один раз в пять лет, а два раза в день, когда учитель может обратиться к системе до своих занятий, чтобы подготовиться к ним, и после занятий, чтобы проанализировать то, что у него получилось, а что нет. В результате возникнет нормальная по полноте и функциональности система повышения квалификации.

Эта система создана, а она в Татарстане действительно работает, и появляется возможность собрать информацию о кадровых потребностях не только образовательных учреждений, но и любых хозяйствующих субъектов в районе или муниципалитете и передать ее в образовательную базу знаний мега-университета как своего рода социальный заказ на образовательные услуги. Задача образовательной базы знаний - создать соответствующее педагогическое обеспечение, на основе которого муниципальный информационно-методический центр может оказывать любые образовательные услуги по подготовке и переподготовке кадров и для образовательных учреждений, и для любых хозяйствующих субъектов. Как любая база знаний, по определению, она должна быть открытой и при необходимости может как информационная система легко быть интегрирована с другими, аналогичными вузовскими образовательными системами. Но поскольку мы говорим, что тут должен быть задействован школьный уровень, база реплицируется на школьный уровень, и в принципе то образование, которое человек мог получить в педагогическом университете, в институте повышения квалификации или в любом другом университете, он теперь может получить на своем рабочем месте, не выходя из класса.

В процессе работы выявились дополнительные возможности, например, возможности создания муниципального электронного правительства, схем вывода производителей на республиканский и всероссийский уровень, обеспечение этих производителей и так далее.

16 июля 2004 года прошло заседание Совета безопасности Республики Татарстан, посвященное проблемам инновационного образования. В постановлении предусмотрена ликвидация традиционной системы повышения квалификации. С 2005 года вступает в действие комплексная республиканская программа «Электронный Татарстан».

Велер ГАЛЕЕВ, заведующий кафедрой вычислительной математики Казанского государственного педагогического университета, Казань

P.S. Всем нашим читателям, использующим ИКТ в своей работе, и, конечно же, тем, кто непосредственно связан с обеспечением деятельности информационно-методических центров, не обойтись без журнала «Системный администратор». Этот журнал во многом облегчит вашу работу, даст ответы на самые разнообразные проблемы. В каталоге агентства «Роспечать» его подписной индекс 81655, в объединенном каталоге «Пресса России» - 87836. Более подробную информацию о журнале можно узнать на сайте www.samag.ru