Убеждена, что все дети приходят в жизнь с дарами. Одаренный ребенок прежде всего любознателен, это значит, что он любит познавать новое. Любовь к познанию берет свое начало от любопытства. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций, но кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля.

Лучший способ личностного развития - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Дети очень деятельны и энергичны. Поэтому нужно было организовать для детей поле деятельности - сформировать образовательную среду. Для познания ребенок должен делать руками то, что он изучает. Например, для освоения математики был создан математический раздаточный дидактический материал, который помогает ребенку изучать этот сложный предмет «своими руками».
Дети способны удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка обучение развивает необходимые для творчества качества.
Но не только учебой живет ребенок, ему надо общаться с товарищами, научиться жить в коллективе. Он легче познает мир, если сам непосредственно участвует, то есть действует в этом мире. Основное действие для ребенка - это игра. В игре ребенок полностью раскрывается, становится самим собой.
Таким воспитательным пространством может стать театр. Мы создали свой театр «БиМ», который объединил детей, учителей и родителей. О театре можно узнать на сайте фестиваля «Содружество искусств»: http://f-mt.ru/Teatr-BiM
Развитие компьютерных технологий, без сомнения, играет положительную роль в образовательном процессе. Однако мы не можем отрицать и того, что эти технологии принесли в жизнь и развитие подрастающего поколения некоторые негативные тенденции.
Дети увлеклись компьютерными играми. Это привело к тому, что катастрофически упал интерес детей к чтению, к книге. Возникла идея создания литературного проекта «Тропинки радости», направленного на формирование у детей, прежде всего младшего школьного возраста, умения осмысленного чтения, а задача - объединение детей класса и их родителей вокруг книги, возвращение к доброй традиции семейного чтения с последующим обсуждением и представлением результатов чтения различными средствами и способами, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.
Опыт реализации проекта в рамках одного класса оказался удачным, заинтересовал многих учителей школы, стал проводиться ежегодно сначала в начальной школе, а затем к этой работе подключилась и основная школа. В результате была разработана и внедрена в практику интегративная педагогическая технология «Тропинки радости». Читайте на сайте школы №37: http://sch37.mskobr.ru.
Шесть лет назад наша школа включилась в экспериментальную площадку по «Истокам» - базовому учебному предмету, формирующему социокультурную основу учебно-воспитательного процесса. Уроки курса «Исток» дают детям настоящие крепкие знания о семье, о народе и его истории, о Родине. Отсюда возникают истинное уважение к старшим и гордость за Отечество.
Я стараюсь научить детей быть добрыми, ответственными, трудолюбивыми, честными, а самое главное - неравнодушными, способными прийти на помощь людям. Поэтому у нас с детьми такой девиз: «Будьте для всех людей солнышками!»

Людмила БОДРЯГИНА,
заслуженный учитель РФ, лауреат конкурсов «Грант Москвы», «Лучший учитель России», «За нравственный подвиг учителя», награждена медалью «За вклад в развитие образования», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»