- Ирина Валентиновна, вы учитель, которым гордится школа. Почему вы выбрали профессию педагога?
- Мой путь в педагогическую профессию был предопределен. Да и могло ли быть по-другому в семье, где царил дух учительства: мама преподавала физику, а папа - математику. Когда-то давно в своем школьном сочинении я писала: «У всех родители как родители: в воскресенье берут детей и идут гулять, а мои родители сидят весь день над тетрадями». Но, несмотря на занятость, моим папе и маме удалось привить мне любовь к точным наукам, к педагогическому труду. По сей день родители остаются для меня кумирами. Всю жизнь я стараюсь достичь их уровня профессионализма. Если сложить годы, которые папа и мама посвятили учительству, получится 100 лет!
- Каждый учитель имеет свое видение проблем в успешном обучении предмету. Расскажите о своей педагогической концепции.
- Как мне кажется, в основе работы педагога должны лежать любовь и, самое главное, уважение к детям. Любовь и уважение - это здоровая среда, в которой должна развиваться личность ребенка, проявляться его одаренность, здесь рождается интерес учащегося к предмету, увлеченность, желание трудиться. Если я вижу, что у ребенка что-то не получается, но он усердно трудится, проявляет неравнодушие к результатам своей работы и к предмету, я всегда приду на помощь.
Время не стоит на месте, поэтому всегда работать одинаково не получается, не получается заранее подготовиться к урокам на несколько лет вперед. Да и нужно ли это? Куда интереснее пытаться идти в ногу со временем. Новые методики, развивающие технологии, проектная деятельность - это все должно стать моим.
Ни в себе, ни в ком-либо другом, в том числе и в детях, я не терплю лжи и лени. Настоящий педагог всегда в пути, он всегда учится. Иногда я задумываюсь над тем, что начало моего пути в педагогику пришлось на 60-е годы XX века. Сейчас мои ученики - дети нового века и нового тысячелетия! Расти и развиваться вместе с ними - правильная тактика педагога.
- Какой должна быть личность учителя?
- Учитель должен не просто хорошо знать свой предмет, он должен быть им увлечен. Увлеченный - значит интересующийся, думающий, ищущий. Впрочем, интересы педагога не должны останавливаться лишь на работе. Я не представляю свою жизнь без театра, путешествий, книг. Разносторонность взглядов учителя, умение ориентироваться в разных сферах науки и искусства пробуждают в детях стремление к саморазвитию.
- За строгость, требовательность и творческий подход в преподавании математики вас уважают и любят дети. Каков залог успешности учителя?
- Успешный учитель - человек, в котором должны присутствовать сразу два качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость. Признание учеников, преемственность в работе, радостные и теплые воспоминания - все это может говорить об успехе учителя, о правильности выбранного когда-то пути.
- Влияет ли возраст на профессионализм учителя?
- Учитель всегда в душе молод. Профессионализм не имеет возраста. Здесь ты востребован и нужен, без тебя не начнется урок, не будет выполнена контрольная работа, не создастся та самая ситуация успеха, которая вдохновляет и учителя, и ученика.
- Каким опытом вы хотели бы поделиться с молодыми коллегами?
- Мне было бы интересно рассказать коллегам о творческой составляющей моего предмета. Да, математика не случайно признана царицей наук. В ней, как в поэзии или музыке, живет гармония. Гармония цифр, линий, знаков. Один из моих любимых проектов - «Геометрия кусудам». Просто удивительно, как обычная бумага в руках детей превращается в замысловатые фигуры, прекрасные цветы, яркие шары.
Не менее интересным стал проект «Графики улыбаются». Казалось бы, что можно придумать, глядя на оси и координаты? Одна из моих учениц смогла зашифровать на оси координат строки из сонета Шекспира, доказав, что и среди точных наук есть место поэзии.
Буду рада поделиться с коллегами и всеми желающими своим опытом. Приглашаю на свой мастер-класс 14.11.2016 г. в 16.00 по предварительной заявке, отправленной на мою электронную почту romashko60@mail.ru. До встречи в школе №37!

С.ГУЛЬЯНЦ, пресс-центр школы №37