рационализации управленческой системы как условие эффективного внедрения новых информационных технологий, а также рассмотрение данной системы с точки зрения процессного подхода;

непосредственной увязки содержания информационного обеспечения с задачами, функциями, технологиями обоснования, принятия и реализации управленческих решений в образовании;

индивидуального (селективного) и адаптивного подхода к проектированию информационного обеспечения управления отдельными компонентами ТОС с учетом их структуры (округ и т.п.);

социально-экономической эффективности;

максимально разумной типизации проектных решений.

Все эти принципы должны быть направлены на формирование единой комплексной системы информационного обеспечения управления ТОС, предполагающей разумную интеграцию деятельности сети разнопрофильных образовательных учреждений, уровней управления образованием, взаимодействия управления ТОС и населения региона как потребителя образовательных услуг.

Важнейшим методическим положением становится широкое использование интернет-технологий в совершенствовании информационного обеспечения управления ТОС. На сегодняшний момент интернет-технологии используются на всех уровнях управления образованием. Согласно решению коллегии Московского департамента образования № 7 от 04.09.01 интернет-сайты окружных управлений образования, разрабатываемые с целью создания открытого информационного пространства для работников образования, родителей и учеников, должны быть введены в эксплуатацию во всех округах до 2005 года. В настоящий момент сайты имеют все окружные управления образования.

Начиная с 1999 года важным элементом работы Департамента образования города Москвы стал его официальный интернет-сайт, реально востребованный канал работы с прессой, учащимися и родителями и связывающий население с аппаратом управления. Его функционирование обеспечивает информационную открытость системы образования для населения. На сайте Департамента образования размещена подробная информация о системе образования в целом, постоянно обновляются базы данных нормативных документов Департамента образования и Министерства образования и науки РФ. Для отработки связи с субъектами системы образования на сайте размещена наиболее востребованная справочная информация, такая, как список школ, ДОУ, вузов. С 2003 года открыт общий доступ к порталу «Московское образование», через который организовано взаимодействие родителей, учащихся с органами управления образованием. На сайте также размещены актуальные для системы образования документы.

Важнейшее концептуальное положение - дальнейшее упорядочение системы управления территориальным образованием за счет совершенствования информационного обеспечения, что предполагает концентрацию усилий на следующих направлениях:

Оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности:

- отработка моделей «горизонтального» построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов;

развитие государственно-общественных форм управления образованием:

- создание общественных советов по образованию в административных округах и районных управах.

Информатизация системы управления образованием и создание оптимальной сети информационно-справочных центров для работников образования и жителей Москвы:

- формирование единой информационной сети московской системы образования;

- создание городского консультативно-информационного центра по образовательному менеджменту.

Оптимизация межведомственного и межотраслевого взаимодействия в системе управления московским образованием:

- организация работы по заключению договорных отношений между образовательным учреждением и учредителем, образовательным учреждением и районной управой, Департаментом образования Москвы и окружными управлениями образования, префектурами административных округов и комитетами правительства Москвы по укреплению и развитию социообразовательного пространства учебных округов.

Взаимодействие окружных управлений образования и городских структур на современном уровне при постоянном увеличении информационных потоков между ними невозможно без использования информационных и коммуникационных технологий. Поэтому целесообразно говорить о формировании информационной системы управления образованием и, как следствие этого, информационного механизма взаимодействия окружных управлений образования с городскими структурами, а также организации межведомственного взаимодействия.

Владимир ЯБЛОНСКИЙ,директор информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы