Уважаемый Антон Ильич, в 2011 году вы были удостоены званий «Учитель года Москвы» и «Учитель года России», сейчас вы являетесь председателем Комиссии Московской городской Думы по образованию, это очень ответственная и интересная работа. Скажите, а кем вы мечтали стать, когда учились в школе?
- Школа - довольно длительный период жизни, конечно, за это время мечты менялись. Совсем в раннем возрасте, в начальных классах, мне хотелось стать следователем, экспертом-криминалистом. А уже к старшей школе сильно изменил свои пристрастия и в качестве своей будущей профессии всерьез рассматривал работу учителем.
- Чем вы увлекались и что для вас было важным в то время?
- Увлечения, приобретенные в школьную пору, остались со мной до сих пор. Я очень любил волейбол, в школе играл почти на профессиональном уровне. Сейчас на это остается не так много времени, но мы все еще играем с друзьями для удовольствия.
Другое увлечение со школьной скамьи - туристические походы. Нам нравилось отправляться в путь с рюкзаками и палатками. Сейчас редко удается что-то подобное осуществить, но если получается, всегда полон энтузиазма.
Школа привила мне горячую любовь к театру. До сих пор активно интересуюсь этим волшебным миром, стараюсь как можно чаще там бывать.
- Мы знаем, что вы вели на телевидении передачу «Знаем русский» и викторину «День города», а мы очень увлечены нашим школьным телевидением. Мы создаем новости, снимаем самые интересные моменты школьной жизни. И у нас есть возможность отправлять наши репортажи на Московский образовательный интернет-телеканал. А вы не хотели бы попробовать себя в роли ведущего одной из программ Московского образовательного?
- Интересный вопрос. Во-первых, горячо поддерживаю вашу инициативу. Очень здорово, что у вас есть ребята, которые увлекаются тележурналистикой. В пробном виде, конечно, но тем не менее. Например, в мою школьную юность это было не так доступно, интернет-телевидения тогда вообще не существовало, но возможность что-то снять на камеру была, это вызывало у нас невероятный интерес.
Что касается моего участия в качестве ведущего Московского образовательного, скорее всего я с удовольствием приму приглашение в качестве гостя какой-нибудь программы, поскольку ведущий - это серьезная профессиональная деятельность, требующая полноценного подхода и большого количества времени, которого, к сожалению, сейчас совсем нет.
- Антон Ильич, мы предлагаем вам ответить на вопросы, не вошедшие в число победителей программы «Вопросы, важные для всех», но собравшие достаточно большое количество голосов. Итак... Какой учитель нужен современной школе?
- Непростой вопрос. На него пытаются найти ответ не только в Москве и в целом в России, но и во всем мире.
Во-первых, современной школе нужен учитель с тем же набором качеств, которые были необходимы педагогу и пятьдесят лет назад. Это должен быть человек, сознательно выбравший профессию, верящий в собственное дело и неравнодушно относящийся к своим обязанностям. Вот такой профессионал нужен в любом случае, а дальше уже предъявляются требования времени.
Мы живем в эпоху невероятно быстро сменяющихся событий и тенденций. Поэтому учитель должен быть максимально погружен в эти реалии, должен говорить на языке современности, уметь вести диалог с учениками, зная их интересы, увлечения, систему ценностей, которые могут немножко отличаться от его собственных. Возраст тут ни при чем: преподавателем может быть вчерашний студент, а может быть человек с богатым профессиональным и жизненным опытом. Главное, чтобы он чувствовал время. И как я уже говорил, учитель должен быть профессионалом своего дела. Это не только учитель, владеющий методикой, но это и профессионал-предметник.
- Дети повторяют то, что педагоги делают, или то, что они говорят?
- Я думаю, что дети не повторяют ни того, ни другого. Как и всякий человек, ребенок выбирает свой путь. При этом, конечно, образ педагога для ребенка значим. Вопрос не в повторении действий или, подавно, слов, а в некотором внутреннем сравнении. Особенно если учитель сумел завоевать доверие и уважение детей.
Чем бы я в жизни ни занимался и как далеко от школы или учебного предмета ни отходил, я всегда четко ощущаю внутренний камертон, который возвращает к базовым ценностям. Если учитель настоящий, то его слово, его позиция, его мнение всегда будут важны для ребенка.
- Часто школьников слишком загружают заданиями на дом. Так  ли это необходимо?
- Это тоже болевая точка системы образования. На самом деле любое домашнее задание не должно перегружать ребенка. Убежден, целый ряд уроков может проходить с минимальным акцентом на домашнее задание. При этом мы точно должны понимать, что нельзя себе представить такие предметы, как русский язык, иностранный язык, и уж тем более математику, без отработки материала дома и определенной практики. Поэтому задания на дом исключить нельзя, но одним из шагов по минимизации нагрузки может стать частичный переход на добровольное выполнение домашнего задания. То есть все самое необходимое мы сделаем в рамках классного времени, а вот если вы хотите добиться определенного результата, вам предлагается выполнить конкретный объем задач дома.
- Могут ли такие оценки способствовать воспитанию у учащихся интереса к изобразительному искусству, музыке, спорту?
- Мне бы не хотелось выступать в роле судьи, выносящего обвинительный или оправдательный приговор. Конечно, перечисленные предметы не относятся к тому циклу, где ученику предлагается обратиться к академическим знаниям, где могут быть определенные успехи в изучении материала. Все-таки речь идет о предметах, где у физически развитого ребенка есть спортивные способности, а у творчески одаренного - способности в художественном творчестве, которые действительно не всегда поддаются прямой оценке. Для оценивания этих предметов можно использовать другую шкалу. Но вопрос ведь стоит гораздо шире - насколько пятибалльная система отвечает задачам школьного оценивания. Тут масса подходов. Например, в стенах одного из московских лицеев - учебном заведении для ребят 10-11-х классов - действует балльно-рейтинговая система, которая предполагает 100-балльную систему оценивания, где нет четких градаций. А вообще оценка в школе - это самое трудное, особенно в творческих дисциплинах.
- Что бы вы посоветовали ребятам-старшеклассникам, которые еще не определились с выбором будущей профессии или вузом?
- Если мы говорим о ребятах, которые живут и учатся в Москве, то у них есть замечательная возможность воспользоваться ресурсами города и попробовать на собственном опыте, что представляет собой та или иная профессия.
У нас большое количество университетов и высших учебных заведений, а благодаря программе «Университетские субботы» есть возможность поучаствовать в различных мероприятиях, специально подготовленных для старшеклассников московских школ, и попробовать «на вкус» будущую профессию. Речь идет о различных мастер-классах, лекциях, конференциях и других профориентационных шагах. Для более младших ребят в Москве открыты «города профессиий» - игровые площадки, копирующие взрослый мир в миниатюре, - Кидбург и Кидзания.
- А каким вы видите школьника через 10-15 лет?
- Прогнозы вообще штука неблагодарная. Я не возьмусь описать точный портрет, но в чем-то наверняка не ошибусь. Думаю, что во многом ученик будет таким же, как и 100, и 15 лет назад. Это будет, конечно, озорной и, надеюсь, интересующийся человек со своими представлениями о том, что правильно, а что нет. Полагаю, что он будет еще более погружен в современную среду, в которой он живет. Возможно, в его жизни будет новая система гаджетов, бесконечные «облачные» ресурсы, но, главное, сам он по-прежнему будет человеком, который ищет свое место в жизни. И дай бог, чтобы и сейчас, и через 15 лет он имел все шансы его отыскать.
- Антон Ильич, большое спасибо за этот разговор!

Школьные корреспонденты МСД №27