Н​е могу не сказать с некоторым огорчением, что школа открывается городу и горожанам гораздо медленнее, чем город школьникам. Я думаю, что это следующий этап нашей с вами работы: понять, что современная московская школа способна объединить в себе все городские образовательные ресурсы для наших учеников. Те школы, которые сумеют понять эту новую институциональную роль, обеспечат развитие своих коллективов, чтобы они стали умелыми интеграторами всех возможностей города в интересах конкретного ученика, я уверен, получат новые, более высокие, результаты.
Обеспечить равные условия и равные требования к учебным результатам возможно только в открытой и прозрачной системе столичного образования. Все решения, принимаемые сегодня Департаментом образования, стали абсолютно прозрачными. У нас в департаменте есть небольшой зал на 70 мест, практически любое мероприятие, которое там проходит, транслируется в Интернет в открытом доступе. На сайте есть специальный раздел «Открытый Департамент», где можно посмотреть селекторы на различные актуальные темы, аттестации директоров, все транслируется в публичной плоскости, каждый может принять участие в работе департамента таким образом. К тому же наши селекторы открыты для любого, кто готов предложить городу интересный и полезный для системы проект.
По примеру департамента начали «открываться» школы. Сегодня во многих московских школах родительское собрание проводится в режиме онлайн, совещание с директором или заседание управляющего совета также транслируется в Интернет. Современные технологии подарили нам огромное количество возможностей, многие из которых еще только предстоит открыть для себя. С помощью мобильного устройства родители могут дистанционно участвовать практически в любом из интересующих мероприятий, которые выводятся в Интернет, посмотреть позже архивную видеозапись, если не получилось вовремя. Кроме того, это ведь прекрасный инструмент, позволяющий учителям и управленцам из разных школ знакомиться друг с другом, обмениваться интересным опытом, учиться на чужих ошибках и пробовать различные практики в организации своей работы.
Сегодня открытость не что-то опциональное, - это то, с чем школам приходится жить. Я обращаюсь ко всем директорам: не хотите, чтобы про вас распространяли всякие домыслы, пожалуйста, откройте нашу работу. Я могу это говорить, потому что департамент, возможно, даже слишком открыт, хотя избыточной открытости сегодня не бывает... Лучше, чтобы все люди знали информацию из первоисточников. Все наши проблемы, недопонимание с родителями возникают из-за нашей закрытости, попыток что-то спрятать, а мир все равно сегодня прозрачен.
Наши дети, современные школьники, живут в мире высоких технологий, информации стало гораздо больше, и она доступна. Ребята - активные пользователи социальных сетей, они все друг о друге знают, знают гораздо больше, наверное, об учителях, чем мы это себе представляем. Если мы, учителя, хотим, чтобы ребенок уважал нас, испытывал интерес к предмету, мы должны в первую очередь проявить уважение к ученику, его способам взаимодействия с миром, его интересам. Я уверен, дети каким-то образом чувствуют будущее, нам стоит быть внимательнее к тому, как они видят этот мир. А чтобы заслужить доверие ребенка, нужно быть с ним наравне, школа должна быть так же открыта, как и ребенок открывается этому миру, познавая его и пропуская через себя каждый день.
Я хотел бы обратить ваше внимание на необходимость «выхода школы в город», потому что в городе сегодня существует такое количество образовательных ресурсов, которые просто грех не использовать. Сегодня очень здорово выиграют ученики тех школ, администрации которых, понимая, что они живут в городе, открытом школьникам, сумеют и свою школу сделать открытой городу. И тогда ученики получат огромнейшие возможности и принесут школе великолепные результаты.

Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы