Несколько лет назад я описал подход к определению направления развития школы, который основан на построении пространства задач информатизации школы. Предложенная схема опирается на опыт внедрения компьютеров в школу и совмещает две составляющие: периодизацию процессов информатизации школы (четыре этапа) и обобщенную модель распространения нововведений (описание типичного поведения субъектов инновации). Этот подход дает возможность относить школы к тому или иному этапу, основываясь всего на нескольких признаках. Вместе с тем это явное упрощение процесса развития школы, которое может приводить к недоразумениям и ложным оценкам. Например, провоцирует рассмотрение информатизации школы как последовательного процесса, который неизбежно начинается с введения курса информатики, что далеко не так. Предложенную модель естественно назвать одномерной моделью, которая полезна для понимания процесса в целом, его ключевых ориентиров. Для построения программ информатизации школы необходима более точная и многомерная модель, которая описывает соответствующие процессы с большим числом существенных деталей.

Предлагаемая многомерная модель разрабатывается совместно с заместителем директора школы №550 города Санкт-Петербурга Г. Водопьяном и является развитием одномерной модели. Состояние школы в пространстве информатизации задается набором параметров, которые описывают отдельные стороны процесса. Среди этих параметров наряду с доступностью ИКТ (изменения в информационной среде, технической оснащенности учебного заведения), выделяются: готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях; фактические изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение «процессов», регламентов, процедур, работы школы); изменения в методах и организационных формах работы отдельных педагогов, учащихся и педагогического коллектива школы в целом (распространение ИКТ - поддержанных методов и форм учебной работы); изменения в содержании учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни); изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и школой в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ - базы данных, автоматизированный учет, общешкольный портал и т.п.), изменения во взаимодействии с ближайшим окружением школы (родители, общественные организации, спонсоры, муниципальные органы власти). Значения этих показателей задают многомерное пространство состояний информатизации образовательного учреждения, каждая точка в котором соответствует отдельному состоянию. Развитие процесса информатизации отдельной школы описывается последовательностью таких состояний. Для работы с объектами в этом пространстве используются процедуры кластерного анализа, которые позволят оценивать близость отдельных образовательных учреждений по состоянию информатизации, объединив их в близкие устойчивые группы (кластеры). Переход из одного кластера в другой интерпретируется как шаг развития.

Проведена работа по оценке жизнеспособности предложенной модели, разработана анкета для оценки показателей, определяющих состояние информатизации школы; собраны, проанализированы и обработаны данные по примерно ста школам Петербурга, Красноярского края, Алтайского края, Самары, Москвы, Ленинградской области и других регионов. Вся работа - ввод и группировки данных, расчет корреляций, факторный анализ, кластерный анализ, подготовка промежуточных отчетов - выполнялась стандартными средствами пакетов SPSS и MS Office. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. При разбиении на разное количество кластеров в них сохраняются устойчивые сочетания случаев. Это свидетельство в пользу устойчивости получающейся классификации. Наблюдается значительное сходство кластеризации по факторам, в которых учтены только основные показатели, с кластеризацией по основным показателям. Несколько экспертов, знакомых со школами, которые вошли в экспериментальную выборку, подтвердили естественность объединения знакомых им школ в соответствующие группы.

Предложенная многомерная модель может быть полезна при решении трех взаимосвязанных задач: подготовка программ информатизации образовательных учреждений; мониторинг развития процессов информатизации образования в регионах; оценка эффективности проектов.

Многомерная модель может лечь в основу систематической процедуры для определения приоритетных направлений развития школы в ходе построения программ информатизации. Такая процедура - современная версия системы обобщения и распространения опыта работы школ. Предлагается в каждом кластере выделить одну-две школы, для которых составляются развернутые описания опыта информатизации или «истории». Эти образовательные школы можно назвать «фокусными школами».

Каждая из фокусных школ подготавливает по заданной форме свою «историю»: описание опыта информатизации школы. Подготовленные истории проходят необходимое редактирование, и на их основе формируется база данных с описанием опыта информатизации фокусных школ. Каждая школа, команда которой разрабатывает программу информатизации и которая желает воспользоваться этим опытом, подготавливает анкету с ответами на вопросы для отнесения ее к одному из кластеров пространства состояний. После выполнения кластеризации для нее автоматически подготавливается индивидуальная справочная форма, позволяющая сопоставлять данную школу с фокусными школами и содержащая ссылки на соответствующие записи базы данных с описанием опыта информатизации фокусных школ. Справочная форма содержит описание школы (готовится на основе представленной школой анкеты); список фокусных школ (со ссылками на их историю), отсортированных по дельта-близости; «закладки» для перехода к данным о различных группах (кластерах) школ. При выборе закладки со своей группой члены школьной команды получают доступ к упорядоченному списку фокусных школ своей группы и их «историям». При выборе закладки «чужой» группой они получают доступ к фокусным школам «другой» группы, который упорядочен по близости в соответствии с одним из факторов. При желании можно переупорядочивать этот список по другим факторам. С помощью справочной формы члены школьной команды (разработчики программы информатизации школы) изучают опыт фокусных школ в своей группе и в других группах, получают доступ к сайтам фокусных школ и при необходимости связываются с их педагогами. В результате у членов школьной команды формируется образ желаемого будущего для своей школы, на основе которого они разрабатывают программу информатизации школы в соответствии со стандартной методикой.

В процессе разработки программ команда каждой школы может несколько раз заново описывать свое желаемое состояние, проверять его место в пространстве информатизации, получать новые версии справочных форм, анализировать опыт «близких» им фокусных школ и корректировать разрабатываемую программу с учетом дополнительных данных. Информационная поддержка этой работы может проводиться автоматически, а информация предоставляться непосредственно на рабочее место членов школьной команды через интернет.

Многомерная модель может использоваться для проведения интегрированной внешней оценки выполнения программы информатизации школы (мониторинг развития процессов информатизации образования в регионах). Для этого школы до разработки программы информатизации готовят анкеты, фиксирующие их текущее состояние, а после разработки программы - анкеты, фиксирующие их «желаемое состояние». По завершении планового периода вместе с отчетами о выполнении своих программ школьные команды готовят анкеты с описанием своих новых состояний.

В результате для каждой школы фиксируются три состояния в пространстве информатизации: исходное (на момент разработки программы), желаемое (планируемое) и результирующее (на момент завершения программы). Сравнивая первые два состояния, можно определить, планируется или нет, «переход» школы в новый кластер. Сравнивая все три состояния, можно определить один из трех вариантов развития:

- школа осталась в исходном кластере;

- произошел незапланированный переход в другой кластер;

- произошел запланированный переход в другой кластер.

На этой основе можно с помощью модели готовить аналитический материал с рекомендациями по развитию работ в области информатизации конкретной школы, генерировать аналитические справки с оценкой эффективности выполненной работы (продвижения школ в пространстве информатизации).

Многомерная модель может использоваться для оценки влияния широкомасштабных проектов (региональных, федеральных) на информатизацию школ. Для этого соответствующие замеры (анкетирование школ) надо проводить как в регионах проекта, так и в контрольных регионах (за пределами действия проекта) до и после выполнения проекта. Эти замеры можно использовать для построения «распределения продвижений школ» (дельта-смещения) в регионах проекта и в контрольных регионах. Затем эти распределения сравниваются, что позволяет проследить разницу изменений состояния школ проекта и школ из контрольных регионов по отдельным кластерам и по выборке в целом.

Александр УВАРОВ, заведующий лабораторией «Телекоммуникации в образовании» РАН