На сегодняшний день решить эти проблемы управленцу может помочь применение новых информационных технологий. При этом термин «новые информационные технологии» (НИТ) употребляется нами в значении: информационные технологии, использующие персональный компьютер и телекоммуникационные средства. Компьютер позволяет быстро обрабатывать большие объемы информации, производить подсчеты, хранить в структурированном виде большие информационные массивы, быстро осуществлять поиск необходимых данных, представлять информацию в удобно оформленном виде. Но внедрение НИТ в процесс управления образовательной системой может быть эпизодичным, не охватывать все сферы управленческой деятельности.

Осуществить комплексную информатизацию процесса управления образования целесообразно путем создания основополагающих информационных систем. При этом для того, чтобы обеспечить функционирование информационных систем учреждения на всех уровнях управления и их взаимодействие между собой, необходимо определить такие информационные системы, которые охватывали бы весь управленческий процесс в целом. В управлении школой, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основополагающие информационные системы: кадры, контингент, учебный процесс, воспитательный процесс.

Деятельность кадровой информационной системы направлена на подбор и расстановку необходимых специалистов, решение вопросов о повышении квалификации и аттестации педагогов, ведение всей служебной документации по педагогическим кадрам.

Информационная система «Контингент» обрабатывает всю информацию об учащихся школы: статистические данные, сведения о родителях, документацию психологической службы и социального педагога, данные о состоянии здоровья.

Информационная система «Учебный процесс» включает в себя организацию учебного процесса, осуществление образовательного мониторинга, внутришкольный контроль по вопросам выполнения программ, промежуточную и итоговую аттестацию.

Информационная система «Воспитательный процесс» связана с реализацией всего комплекса воспитательной работы в образовательном учреждении (деятельность ученического самоуправления, проведение мероприятий, участие в общественных акциях, деятельность кружков и секций).

Данные системы взаимосвязаны между собой и функционируют на всех уровнях управления школой. Каждый из трех уровней управления школой (стратегический, функциональный, оперативный) использует информацию из всех информационных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения. Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность информационной системы и ее роль в принятии руководителем решений.

Оксана БОРИСОВА, заместитель директора по научной работе челябинской школы № 112