В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферы, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества, позволяет адекватно оценивать свою работу.
Анжелика Владимировна Матюшкина, учитель начальных классов школы №1286, постоянно применяет в своей работе проектную деятельность как новый метод современной педагогической технологии. На протяжении 15 лет она ведет работу по различным проектам. Это и краткосрочные групповые проекты по литературному чтению, окружающему миру и русскому языку, и долговременные индивидуальные проекты, и сетевой проект «Мы помним! Мы гордимся!» на сайте, в котором участники рассказали более 100 историй о своих близких родственниках, воевавших во время Великой Отечественной войны.
Пытливый детский ум как нельзя лучше может реализовать себя в проектной деятельности, где важно не только задать вопрос «почему?», но и найти ответ на этот вопрос. И по многим темам необходима помощь родителей. Анжелика Владимировна умеет не только заразить идеей исследования своих учеников, но и привлечь родителей к созданию исследовательского проекта.
Два года назад ученица Аня Тараторина решила создать проект в рамках городского конкурса научно-исследовательских мультимедийных проектов «История одной семьи в истории России». История каждой семьи неразрывно связана с историей страны, поэтому целью проекта стало изучение истории семьи и ее связи с историей России. К исследованию пришлось привлечь не только родителей, но и бабушек с дедушками. Были найдены фотографии и документы начиная с десятых годов XX века. Восстановлены биографии Аниных прапрадедушек и прапрабабушек, прабабушек и прадедушек. В результате получился очень интересный исследовательский проект «Генеалогическое древо семьи Тараториных-Петровских».
Аня с успехом выступила на окружном этапе, заняв I место, и на городском этапе - II место. Эта работа так увлекла девочку, что было принято решение продолжить исследовательскую деятельность по изучению родословной Аниной семьи. В прошлом году были найдены уникальные документы и фотографии. И теперь история семьи известна с начала XIX века. Есть фотография прапрапрадеда и прапрапрабабушки. С проектом «А память, как колодец, глубока...» Анна выступала на общешкольной конференции.
После выступления Ани некоторые ученики решили также исследовать родословную своих семей. Анна Загоровская и Сергей Могирев сделали в прошлом году проекты, но им показалось, что работа не закончена, и они решили продолжить исследования. Не это ли лучшее доказательство важности проектно-исследовательской работы?

Изучаем иностранный язык через сказку или загадку
Как сделать так, чтобы любому ребенку было интересно на уроке? Ответ очевиден: вовлечь в творческую деятельность: музыка, рисование, сочинение стихов, придумывание фантастических рассказов. Можно ли это воплотить на уроке иностранного языка? Можно и нужно!
Нарисовать прослушанный текст, а потом описать изображенное на иностранном языке, конечно! Написать стих по заданным рифмам после прочитанного текста и при этом использовать новые слова, в нем содержащиеся. Придумать рассказ, который передал бы настроение прозвучавшей музыки. Приготовить памятку для изучения, например, прошедшего времени и представить ее однокласснику. Угадать слово из цепочки предложенных толкований. Сочинить всем вместе сказку на заданную тему, которая была бы интересна детям 1-х или 11-х классов, маме и папе, бабушке с дедушкой. Всему этому учит своих учеников С.Н.Гогузева, учитель французского языка школы №1286.
- Творчество безгранично, особенно если им заразить детей, - говорит педагог. - Участие в творческом процессе обязательно приведет к участию в олимпиадах разного уровня и позволит однажды испытать прекрасное чувство победы. Просто нужно просчитать цель и идти к ней.
Образованный человек - это не только человек знающий, но и подготовленный к жизни во всех ее многообразных проявлениях и умеющий осмыслить свое место в обществе. В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в процессе обучения. Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволяет существенно усилить влияние школы на ход самореализации личности ученика.
Это веление времени, и оно во многом определяет содержание преобразований учебного процесса в школе. А преобразование учебного процесса невозможно без непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий.
Новая образовательная доктрина, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которой осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике, выдвигает требование систематизировать, обобщить, выбрать формы, методы, технологии для использования их учителем в образовательном процессе.
Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении обеспечивает исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, и каждый педагог должен осознать, понять, что сегодня это стало неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Мой педагогический опыт убеждает, что наиболее эффективными педагогическими технологиями являются технологии, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить свое «я», свою индивидуальность. Среди способов мотивации школьников к учению исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, по моему мнению, занимает особое место. Она способствует активизации мыслительной деятельности.
Дети младшего школьного возраста по своей натуре исследователи. Они с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью моей педагогической практики: коллективные проекты и исследовательская деятельность, индивидуальные мини-проекты, достаточно серьезные групповые работы разной тематики.
Наиболее удавшиеся проектно-исследовательские работы в 2015-2016 учебном году выставлялись нами на городские конкурсы проектно-исследовательских работ в номинациях «Ресурсосбережение», «История моей семьи в истории России», «Звездам навстречу».
Юные исследователи стали победителями и призерами районного отборочного тура, а двое из них - Лев Елин с проектно-исследовательской работой «Вода как объект ресурсосбережения» и Дмитрий Парфенов «Почему летит ракета» - стали победителями городского конкурса мультимедийных и проектных работ по ресурсосбережению-2016 и городского конкурса научно-технического и декоративно-прикладного творчества «Звездам навстречу».
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, всегда получают моральное удовлетворение от своей работы. Авторы исследований при помощи своих проектов заявляют о себе на конкурсах, конференциях, создают ресурсы, которые могут быть полезны школе, обществу; могут быть консультантами, участниками в дальнейшей исследовательской деятельности на более высоком уровне.
В условиях перехода на федеральные государственные стандарты образования организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание. При правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются так называемые нравственные привычки.

Ирина ПОЛУНИНА, учитель начальных классов школы №1286