На первом этапе мам-воспитателей пугало, что им придется каждый день сдавать кипу отчетной документации, заполнять горы финансовых отчетов, проводить занятия по четкому расписанию. Но действительность оказалась гораздо радужнее. Во-первых, ежечасно и ежедневно за семейными мамами никто не наблюдал. Во-вторых, поскольку семейный детский сад в большинстве случаев посещают разновозрастные дети, на помощь родителям в методических и воспитательных вопросах пришли профессиональные педагоги из шефских детсадов.
Обучение наших мам-воспитателей мы делаем интересным и запоминающимся, проводим разнообразные мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы вопросов и ответов и др. Кстати, участниками таких мероприятий становятся и руководители семейных детских садов из других округов города Москвы. Наши воспитатели семейных детсадов проходят курсы повышения квалификации, принимают активное участие в стажировочных площадках, используют все возможности для повышения своего профессионального уровня.
Каждая из наших многодетных семей в «Золотой рыбке» по-своему интересна, а опыт их семейного воспитания может быть примером для многих родителей. Характерными для всех семей являются здоровый образ жизни и творчески насыщенная, открытая для мира жизнь ребят. Создание детских садов в таких семьях позволило им, не меняя традиции и устои, растить ребят своим собственным достойным примером семейного воспитания.
- Я считаю, - говорит «профессиональная мама» Ксения Владимировна Левкина, - что главное в семье - это любовь. В 2008 году законодательная система нашей страны позволила мне создать свой семейный детский сад. В нашем саду гибкий режим дня, все занятия и режимные моменты проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития детей. В организации педагогического процесса мне помогают педагоги и специалисты детского сада. Наши дети активно участвуют в жизни детского сада: посещают занятия в бассейне, физкультуры, музыки.
- Семейный детский сад, - добавляет Наталья Вячеславовна Новикова, - дает возможность многодетной маме воспитывать своих детей и одновременно работать. Для семей, которые воспитывают много детей, это очень важно, поскольку заработной платы папы не всегда бывает достаточно. Кроме того, в семейном детском саду можно получать очень полезные рекомендации по воспитанию, развитию и обучению дошкольников, понять, как справляться с возникающими сложностями, как вовремя заметить и - самое главное - предупредить многие проблемы, причем это не общие рекомендации, а именно то, что нужно для конкретного ребенка.
- Порой родители не знают, - делится Ирина Игоревна Федченко, - как выстроить гармоничные отношения с ребенком, в каком русле должен проходить воспитательный процесс, чем заняться с детьми, о чем и как говорить... Много вопросов возникает у родителей, едва они успевают ими стать. Безусловно, некоторые ответы подсказывает материнская и отцовская любовь. Но как хорошо, если рядом есть опытный наставник, который может помочь, подсказать, посоветовать!
Формат семейного детского сада учит родителей дисциплине, самоорганизации и даже, как это ни парадоксально звучит, жизненному оптимизму. Наблюдая за тем, как постепенно структурируется и упорядочивается жизнь детей, мамы и сами становятся более подтянутыми и энергичными. Но самое главное - постепенно они становятся настоящими профессионалами, способными обеспечить достойный уровень образования и воспитания своих детей.
- Как и в каждой семье, - отмечает Татьяна Викторовна Фатюхина, - у нас есть свои традиции и увлечения. Но самое главное наше увлечение - это дом и дети в нем. Наша семья веселая и дружная. Мы любим вместе гулять, читать, творить, ходить в гости. Свое свободное время мы проводим вместе, заполняя его различными интересными делами.
- На самом деле, - размышляет Светлана Александровна Несветова, - воспитывать детей дома - это очень удобно и интересно. Дети принимают участие в домашних делах, помогают мне, а я помогаю им. И, как правило, все проходит в игровой форме. Это развивает в детях ответственность, трудолюбие и взаимопомощь. Мне, как и любой маме, хочется быть для своих детей самым близким другом, передать им свои знания и умения, показать красоту окружающего мира. Помимо занятий дома наши дети активно посещают занятия в детском саду. Мы ходим на музыкальные занятия, физкультуру, в бассейн и на индивидуальные занятия с логопедом. Нас приглашают на все культурные мероприятия и праздники, которые проходят в детском садике. Самое ценное, на мой взгляд, то, что я всегда могу обратиться к любому специалисту детского садика и мне обязательно помогут, если у меня возникнут вопросы. Важной для меня также является возможность оставаться в рамках своей профессиональной деятельности, потому что я учусь в педагогическом университете.
Семейный детский сад - структурное подразделение государственной образовательной организации. Его деятельность организована по месту жительства многодетной семьи. В семейном детском саду могут воспитываться дети из разных московских семей, необязательно многодетных.
Первый семейный детский сад в системе Департамента образования столицы открылся в январе 2008 года. В этом году в столице действует более 700 семейных детсадов на более 2500 воспитанников.

Татьяна КАТАЛИНА, методист школы №1285,
Елена МИХАЙЛЕНКО, учитель-логопед