Существует успешный опыт обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по адаптированным общеобразовательным программам в коррекционных школах. Для них разработаны специальные учебники и учебные пособия. Однако при интеграции в образовательное пространство профессионального образования такая категория детей испытывает большие трудности. Во-первых, это касается соотнесения объема изучаемого материала и количества часов, отведенных на его изучение. Во-вторых, обеспечения последовательного формирования специальных профессиональных понятий.
В политехническом техникуме №47 имени В.Г.Федорова существует многолетний опыт работы с обучающимися с ОВЗ VIII вида. Выпускники коррекционных школ обучаются в техникуме по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки. Адаптировать для них учебный материал возможно благодаря использованию рабочих тетрадей, структура которых определена с учетом психофизиологических особенностей учащихся групп с ОВЗ VIII вида.
Содержание и структура рабочей тетради составлены в соответствии с принципами научности, доступности и практического использования изучаемого материала. Каждый урок рабочей тетради построен по методу комбинированного урока: определение целей деятельности учащихся на уроке, объяснение нового материала с опорой на наглядность (яркие фотографии, картинки, схемы) и небольшую текстовую часть, закрепление изученного материала, где учащимся предлагаются развивающие задания. Последним этапом каждого урока является небольшое домашнее задание, которое помогает ребятам перенести знания, полученные на уроке,в бытовые условия и применить их на практике, осуществить своеобразное социально-бытовое ориентирование, что особенно важно для детей с ОВЗ VIII вида.
Функции рабочей тетради в учебном процессе:
Обучающая: формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.
Развивающая: способствует развитию устойчивого внимания на уроке, является инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения, повышает социокультурный уровень.
Воспитывающая: воспитание аккуратности в ведении тетради, коммуникативных навыков общения.
Формирующая: частично формирует у обучающихся навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Контролирующая: может быть использована для контроля знаний и умений обучающихся.
Учебные пособия в форме рабочих тетрадей помогают методически по-новому наполнить содержание учебного материала, по-новому строить структуру урока с использованием технических средств обучения.

Елена АНТИПОВА, преподаватель политехнического техникума №47 имени В.Г.Федорова