В курсе школьной биологии есть такой раздел - генетика. В нашей школе увлечение генетикой у учеников уже переросло в социальную проектную деятельность. Ребята подготовили творческую работу под названием «В чьем сердце живет добро?». В ней изложены история изучения феномена генетического заболевания - синдрома Дауна и причины его возникновения. Описаны возможные пути социальной адаптации детей с синдромом Дауна, дана краткая сравнительная характеристика положения людей с этим заболеванием в России и за рубежом.
Ученики задались целью разрушить некоторые мифы о людях с синдромом Дауна и, таким образом, помочь им занять достойное место в нашем обществе. Социальный проект, созданный нашими детьми, весьма актуален, так как касается развития и адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями. Очень радует, что школьники по собственной инициативе заинтересовались жизнью особых людей.
Любое исследование всегда базируется на фактах, поэтому мы познакомились с сотрудниками и подопечными благотворительного фонда «Даунсайд Ап». Фонд является лидером в области оказания ранней психолого-педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна и их семьям в России. «Даунсайд Ап» - это игра английских слов, где «даун» - это одновременно фамилия ученого Джона Ленгдона Дауна, который описал синдром в конце XIX века, слово «сайд» - сторона, «ап» - вверх. В английском языке есть идиома, которую образуют в другом порядке эти же три слова: «Апсайд даун». Она означает «вверх дном, беспорядок». Переворачивая это выражение, как песочные часы, мы получаем «Даунсайд Ап» - «поставить с головы на ноги». То есть сотрудники фонда «Даунсайд Ап» приводят ситуацию в порядок, кардинально изменяя отношение к людям с синдромом Дауна. Благодаря работе фонда за 15 лет удалось сильно изменить статистику отношения к новорожденным детям с синдромом. Ранее 90% таких младенцев оставляли в родильных домах, сейчас эта цифра снизилась до 50%.
Люди с синдромом Дауна добрые, ласковые и очень благодарные. Их часто называют «простодушные». Наши ученики не только занимаются волонтерской работой в фонде, но и общаются с семьями, имеющими детей с синдромом Дауна. Мы организуем для них праздники, например, совместный Новый год, тематические вечера.
Все в жизни наполнено глубоким смыслом. Впереди у наших учеников неповторимый и непредсказуемый жизненный путь. В одном мы, учителя, уверены точно: наши дети никогда не будут использовать слово «даун» в качестве оскорбления и научат этому своих детей. Школьный опыт общения с необычными «простодушными» людьми поможет стать неравнодушными к окружающему миру.

Ирина ИГОНЬКИНА,
учитель биологии школы №1285, куратор проекта