Встреча экспертов, педагогов и журналистов началась с просмотра видеороликов, снятых участниками флешмоба «Кто твой учитель?». Инициатива была запущена МГПУ еще в сентябре, и множество московских школ и вузов с большим энтузиазмом принимают в ней участие. Суть флешмоба проста - всем желающим предлагают вспомнить своего любимого учителя, записать свои воспоминания на видео, затем выложить ролик с хэштегами #ктотвойучитель и #деньучителя на Youtube или в любую социальную сеть и передать эстафету «расскажи о любимых педагогах» трем друзьям. Сотрудники пресс-службы МГПУ отобрали лучшие видео и смонтировали из них небольшой фильм, посвященный Дню учителя. Однако флешмоб продолжается и после праздника: вспоминать педагогов, повлиявших на тебя в годы учебы, стоит не только в специально отведенный день.
Участники круглого стола отметили, что традиция проводить торжественные мероприятия в первые выходные октября сохраняется, но на смену привычным букетам и конфетам приходят новые форматы поздравлений. Заместитель директора школы №1354 Элла Алибекова рассказала, что в этом году дети выразили признательность учителям творчески - подарили им самостоятельно поставленный мюзикл.
Главный научный сотрудник ФИРО Павел Рабинович, который уже 15 лет не работает в школе, до сих пор 5 октября получает поздравления от бывших учеников. Он привел в пример случаи, когда вместо покупки цветов школьники решали пожертвовать средства на благотворительность, и подытожил:
- Не важно, в какой форме сохранится праздник, важно, чтобы дети помнили, кто для них учитель, продолжали звонить и спрашивать, можно ли с ним посоветоваться.
- У меня четверо детей, все они учатся в разных школах, и в каждой школе действительно разные традиции, но ни в одной празднование Дня учителя не идет как требование педагогического коллектива. Это всегда от души, всегда по желанию родителей, - добавила Екатерина Рыбакова, основатель «Рыбаков Фонда», член Экспертного совета Всероссийского конкурса «i-Учитель», который пройдет этой осенью впервые.
От вопросов праздничных участники встречи перешли к обсуждению роли технических новшеств в образовательном процессе. Как найти баланс между современными инструментами решения задач, новыми формами организации уроков и живым общением учителя и ученика внутри школьного социума?
- Технологии - это хорошо, но нравственные ценности - это непреходящее, это на все времена, - напомнила коллегам Ольга Альцева, учитель русского языка и литературы школы № 2025. - Чтобы передавать их детям, мы должны сохранять наши образовательные традиции.
Павел Рабинович поделился наблюдениями за практиками использования новых технологий в разных школах по всей стране:
- Если инструмент, даже самый удобный, внедряется при отсутствии мотивации, потребности в этом инструменте, то эта интерактивная доска стоимостью несколько десятков тысяч рублей будет выполнять роль экрана, в худшем случае - стенда для метания дротиков. И здесь учить бесполезно, надо формировать потребность. В одном из университетов я видел интерактивную доску, которая висела в двух метрах от земли, и люди, которые ее вешали, боялись, что на ней будут писать.
- Не все учителя успевают за нововведениями, - несмотря на активное внедрение технологий в школы, принципы работы меняются далеко не сразу, - соглашается Александр Адамский, руководитель магистерской программы «Образовательная политика» в МГПУ, руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Все же он считает, что у разнообразных гаджетов и интерактивных досок огромный потенцал применения.
- Антон Макаренко перевоспитывал шпану и маленьких бандитов, давая им самые высокотехнологические задачи того времени - обработку и сборку сверхточной механики «цейссовских» камер ФЭД. Если бы он заставил их сколачивать табуретки, ничего бы не вышло. Поэтому высокий уровень технологического обеспечения в деле воспитания подростков - абсолютное требование, - уверен Адамский.