П​оведенческие особенности ребенка могут быть вызваны различными причинами, начиная с характерологических, личностных и заканчивая причинами медицинского характера. В школе в один коллектив попадают как дети с нормотипическим развитием, так и дети с особыми возможностями здоровья, но все они имеют равные права на получение образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах сделан акцент на необходимости развития у учащихся осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам, уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность.
Задача школы - организовать в детском коллективе конструктивное взаимодействие. Но сделать это в ситуации, когда в классе появился трудный ребенок, довольно сложно.
Что делать педагогу в ситуации появления трудного ребенка в классе?
Посмотреть на ситуацию как на возможность научить детей конструктивно справляться с трудностями общения.
В этом случае педагогу вовсе не обязательно действовать в одиночку - он может попросить помощь у школьных психологов, специалистов внешних организаций, родительского сообщества и коллег.
Своевременно организовать конструктивный диалог всех участников конфликтных отношений.
Любая ситуация, ставшая или готовая стать конфликтной, разрешается путем конструктивного диалога всех ее участников. Своевременная организация возможности такого диалога (самостоятельно или с помощью специалистов) поможет в решении проблемы.
Действовать раньше, чем ситуация перерастет в травлю одних детей или родителей другими.
Работа с ситуациями травли (буллинга) долгая и сложная. Буллинг разрушительно действует на всех членов коллектива, в котором он появился. Негативные последствия ждут как жертв буллинга, так и тех, кто его провоцирует, а также простых свидетелей. В такой ситуации коллектив в целом получает опыт решать проблему за счет выдавливания неудобного человека, и зачастую, даже если такой человек уходит из коллектива, на его месте оказывается кто-то следующий. Буллинг не решит проблему, а только ее усугубит, спровоцировав сильнейшую эскалацию конфликта.
Можно привлечь к сотрудничеству специалиста, имеющего опыт оказания помощи трудному ребенку либо готового и способного ее оказать.
Специалист может обсудить с педагогом, как лучше взаимодействовать с таким ребенком.
Также у педагогов всегда имеется возможность получить ответы на имеющиеся вопросы в современном информационно-образовательном пространстве.
Так, например, 26 октября 2016 года Городской психолого-педагогический центр организует более подробное обсуждение как самой проблемы, так и путей ее решения на тематическом круглом столе «Трудный ребенок в классе: профилактика конфликтов».
- Как выстроить эффективную коммуникацию в классе в ситуации появления трудного ученика?
- Как предотвратить конфликт?
- Как работать с учениками в ситуации конфликта?
- Каковы причины и последствия школьной травли для всех участников образовательного процесса?
- Как в конфликтной ситуации выстроить конструктивное взаимодействие учеников, родителей и педагогов?
- Как и с какими внешними организациями может взаимодействовать педагог при возникновении конфликтных ситуаций?
Эти и многие другие вопросы рассмотрят на круглом столе специалисты Городского психолого-педагогического центра, одним из главных направлений деятельности которого является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.
К участию в мероприятии приглашаются классные руководители, педагоги-психологи и социальные педагоги образовательных организаций.
Дорогие коллеги! Столкнувшись с трудностью, знайте - вы не одни!
Давайте делиться опытом и решать проблемы вместе!

Круглый стол состоится 26 октября 2016 года с 14.30 до 18.00. Адрес: Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОгМ), территориальное отделение Кузьминки, Есенинский б-р, д. 12, к. 2; www.gppc.ru; тел.
8 (495) 730-21-93.