Темы представленных докладов объединяет возможность использования этих наработок в рамках эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательной школе.

Так, «семантические порталы» благодаря расширенной навигации могут быть использованы для построения учебного курса с подбором ресурсов под индивидуальные запросы пользователя. Для применения этой технологии образовательному сообществу придется решить сложную задачу: принять точные определения понятий, используемых при описании изучаемых объектов и учебных курсов. Введение общероссийских стандартов в этой области будет способствовать развитию единой образовательной среды. При этом традиционные («синтаксические») интернет-ресурсы только «размечаются» заново и более точно, а не отменяются возведенными над ними «семантическими» надстройками.

«Интернет-школа «Просвещение.ру» предоставляет школьникам услуги по дистанционному профильному образованию. В прошлом учебном году в школе прошли обучение 390 детей. В числе ее педагогов - тьюторы, помогающие ребенку определиться с персональной образовательной программой, исходя из личных способностей, и сетевые учителя, преподающие ученику выбранные им предметы. Уроки могут вестись на базовом и углубленном уровнях, а усвоение знаний контролируется с помощью как он-лайновых тестов и лабораторных работ, так и офф-лайновых домашних, творческих и аналитических заданий. Для развития интерактивного потенциала интернет-школы педагоги пробуют использовать детский опыт общения в чатах и на форумах. С подобными технологиями связываются возможности более широкого введения экстерната, в том числе частичного (по отдельным учебным предметам), альтернативные способы прохождения экзаменационных испытаний. Однако для этого оценки, полученные в интернет-классе, должны приниматься в традиционной школе.

Специалисты из многих регионов и ведущих педагогических вузов России, съехавшиеся на конференцию, высоко оценили перспективы представленных разработок. Вместе с тем в ходе обсуждения были выявлены технологические трудности и недостатки нормативно-правовой базы. На устранение этих проблем, отмечали выступавшие, потребуется время, но разработки в области информационных технологий прокладывают пути, по которым российское образование двинется уже в ближайшем будущем.