До до недавнего времени в России практически не уделялось внимание вопросам обучения и защиты прав потребителей финансовых услуг, в результате чего многие граждане пострадали от действий недобросовестных финансовых институтов и кибер-мошенников.
В этой ситуации очень важно оказать поддержку потребителям финансовых услуг, особенно социально незащищенным группам граждан, к которым прежде всего относятся школьники. Многие школьники активно пользуются различными видами электронных денег, осуществляют платежи с мобильного телефона, имеют дебетовые банковские карты.
Во многих школах в последнее время начали преподавать финансовую грамотность как в рамках уроков обществознания, так и в рамках факультативных и элективных курсов.
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Фонд хороших идей осуществляет конкурсную поддержку инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
Одной из таких инициатив, получивших поддержку фонда, стало обучение школьников старших классов через создание анимационных видеоматериалов по защите прав потребителей финансовых услуг и их размещение в социальных сетях.
Подростки любят социальные сети. Намного больше, чем учебники и рабочие тетради. Однако в социальных сетях высокая конкуренция за читателей, и такой теме, как «Защита прав потребителей финансовых услуг», трудно конкурировать с фотографиями котиков, анекдотами и прочими развлекательными материалами, особенно за подростковую аудиторию. Поэтому для привлечения внимания подростков к серьезной теме была реализована идея размещения в социальных сетях забавных анимационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг. Их главной героиней является Свинка-копилка. В материалах воссоздаются различные ситуации, в которые может попасть неопытный потребитель финансовых услуг: Свинка-копилка - доверчивая и наивная особа, из-за желания приумножить свои богатства (или просто заработать немного «легких» денег) она всегда попадает в непростые истории, потому что Хорек-мошенник всегда готов предложить заманчивые и не совсем честные схемы. Свинка искренне верит, что свой капитал можно очень легко увеличить, не прилагая при этом особенных усилий. Свинка принимает за истину рекламу, в которой обещают золотые горы, и даже не задумывается над тем, за счет чего ее средства будут приумножены. Она невнимательно читает документы при совершении сделок, не обращая внимания на мелкий шрифт, за что потом, естественно, расплачивается. И поэтому Свинка снова и снова набивает шишки из-за своей финансовой неграмотности.
Официальная страница проекта в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/fingram2017 «Финансовая грамотность для детей и подростков».
Свинка-копилка учится на своих ошибках, и зрителю предлагается учиться вместе с ней. Выпуски роликов про Свинку-копилку сопровождаются видеолекциями, в которых подробнее раскрываются ситуации и проблемы, с которыми столкнулась героиня. Каждая лекция выходит отдельно от серии и содержит в себе уже официальную информацию с конкретными ссылками на действующее законодательство и официальные источники информации, о которых полезно знать каждому. Таким образом, подача материала осуществляется по принципу «от простого к сложному». Зритель видит веселый и поучительный материал, из которого уже можно понять, что нужно делать в той или иной ситуации, чтобы не быть обманутым. Но потом получает также и более детальную информацию, полезную для действий в реальном мире финансовых услуг.
Кроме видеолекций опубликованы тексты с анализом ситуаций, в которые попадает Свинка-копилка, и описания организаций, услугами которых она пользуется. В этих материалах указаны правильные и неправильные действия персонажа, дана юридическая интерпретация происходящего. Также на странице размещены другие полезные материалы и ссылки.
На данном этапе реализации проекта опубликованы всего 3 ролика из 10 (остальные ожидают одобрения экспертов Минфина и Всемирного банка, курирующих данный проект). Это позволило привлечь более 2,5 тыс. участников группы ВКонтакте. Покажется, что это не очень высокие показатели, но и проект находится на начальном этапе, главное - динамика.
В рамках проекта запланировано проведение конкурса знаний в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг для учащихся и активной молодежи. Конкурс будет состоять из 2 этапов: тест в Интернете (обязательная часть для желающих получить сертификат) и творческая часть (победителям будут вручены призы).
Участники конкурса, прошедшие тест и набравшие удовлетворительное количество баллов, получат сертификаты. В рамках творческой части участникам будет предложено разработать собственные презентационные материалы по выбранным вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и провести самостоятельную презентацию этих материалов в образовательном учреждении или в учреждении культуры.
На конкурс необходимо будет предоставить презентационные материалы в электронном виде и подтверждение того, что презентация проведена (видео или фото, а также письмо руководителя организации с подтверждением).
Конкурс стартует в ноябре 2016 года. Призы будут вручены победителям в декабре 2016 года. Лучшие работы будут включены в комплекты методических материалов, разрабатываемых в рамках проекта, а также размещены на интернет-ресурсах, используемых для общения с целевой аудиторией в ходе реализации проектов Фонда хороших идей.
Мы предлагаем руководителям российских образовательных организаций привлечь внимание учителей обществознания к проводимому Конкурсу знаний и помочь учителям обществознания распространить информацию о подготовленных материалах и конкурсе среди своих учеников и мотивировать их на участие в конкурсе. Все педагоги, ученики которых будут участвовать в творческой части конкурса, получат методическую поддержку. Педагогам по запросу будут предоставлены на электронную почту материалы по защите прав потребителей финансовых услуг, проверенные экспертами, и ответы на вопросы.
Условия конкурса и положение о конкурсе будут опубликованы на официальной странице проекта в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/fingram2017 «Финансовая грамотность для детей и подростков» в разделе «Обсуждения» не позднее 1 ноября.
Подробное описание проекта представлено на сайте Института бюджетных решений:
http://www.budget-solution.ru/projects/animacionnye-videomaterialy-o-pravakh-potrebitelejj-finansovykh-uslug

Справка

Институт бюджетных решений является одним из победителей конкурса Фонда хороших идей в номинации «Защита прав потребителей финансовых услуг». Фонд хороших идей организует конкурсную поддержку инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерства финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

Валентина КРАУШ, заместитель директора Института бюджетных решений