Конечно, стремиться надо к большему, и все условия для этого есть; количество победителей олимпиад и отличившихся в учебе московских школьников с каждым годом растет - это прекрасный стимул для развития всей системы. Когда речь идет о хороших результатах, вместе с тем имеется в виду недопустимость недостижения нормальных результатов. Как пример, 160 баллов на ЕГЭ тоже учитывается в рейтинге школ - это значит, ребенок в самом деле учился, старался и получил свои честно заработанные баллы.
Мы в Москве считаем всех детей одаренными и очень хотим убедить в этом наших родителей. Мы должны вместе с вами увидеть, в чем именно проявляется эта одаренность. Школа же должна предоставлять ребенку своевременную возможность выбора, чтобы он смог попробовать себя в разных областях, понять свои слабые и сильные стороны - полностью раскрыть свой потенциал. Задача современной московской школы - подготовить ученика к осознанному вхождению в его будущий профессиональный труд, развить способность принимать ответственные решения и, конечно же, уметь ориентироваться в информационном мире высоких технологий. И очень хотелось бы, чтобы эта задача была нашей совместной задачей с родителями наших учеников.
Сегодня в московской школе существует множество по-настоящему интересных дел, школа «выходит в большой город» - все эти возможности созданы для того, чтобы ребенок хотел приходить в школу за знаниями, за новыми открытиями, интересным опытом, а не за формальной отметкой. В системе объединены все уровни образования - общее, дополнительное, профессиональное и высшее; это очень серьезный общегородской проект, интегрирующий все образовательные ресурсы для ученика. Нет ни одного проекта, который так или иначе не был бы связан с другим. Сюда входят предпрофессиональные профильные классы в московской школе - это инженерные, медицинские, кадетские классы, а также научно-технический профиль в школах - участницах Курчатовского проекта.
Широкий выбор программ дополнительного образования включает в себя очень значительное количество кружков, тематические субботы, особое внимание уделяется профессиональному образованию - новый проект «Профессиональное образование без границ» дает возможность получить сертификат о профессии уже в школе. Популяризует значимость мастерства в любой специальности движение WorldSkills и JuniorSkills. Ученики массово участвуют в различного уровня олимпиадах, именно массовость определяет высокие результаты города. Причем важно понимать, что победы в олимпиадах не являются самоцелью, уже сам факт участия - это прекрасный ресурс личностного развития ребенка. За последние годы отношение к ученику в школе существенно поменялось. Вся система ориентируется на ученика умеющего, на человека будущего - обучающегося, общегородские стратегические проекты отталкиваются от запросов ребенка, который требует к себе особого педагогического и родительского внимания. И пусть новый опыт жизни ребенка, его даже скромные успехи станут главными темами в московской семье. Не отметки в журнале - а реальные умения и достижения наших детей.
Сегодня в правильной работе школы очень большую роль играет независимая, конструктивная оценка итоговых достижений ребенка, оценка как мотиватор. Мы так и не поняли сами, не смогли донести до учителей, не донесли до родителей и учеников, что текущие отметки в журнале уже не являются определяющими для будущей жизни ученика. Все обучение ребенка сегодня нацелено на конкретный, практический результат. А у нас пока получается, что зачастую выпускник школы способен только сдать три предмета ЕГЭ, необходимые для поступления в вуз, а знаний для дальнейшей учебы оказывается недостаточно. И весь первый курс преподавателям в вузе приходится «натаскивать» студентов, чтобы вывести их на нужный уровень. Все потому, что большую часть времени наш ученик потратил на коллекционирование малозначимых для его будущей жизни отметок и родители его в этом поддерживали! Пора прекращать эту погоню только за хорошей отметкой, которую выставляет учитель, оценивая, кстати, в том числе и свою же собственную работу. Давайте большую часть такой оценивающей работы переложим на независимые центры, для учителя это очень трудоемкий и малопродуктивный труд. Необходимое итоговое оценивание результатов образования можно и нужно переложить на независимые центры, чтобы наш высококвалифицированный учитель использовал свое драгоценное время не для механической работы, а для качественного обучения детей.
В этом главном школьном деле нашими помощниками, уверен, станут родители. Давайте вместе спросим нашего ученика, что он в школе делал, что он узнал, чему научился, что он теперь умеет, благодаря тому что целый день своей жизни он потратил на школу и нас, учителей.
Мы обязаны быть всегда на шаг впереди или хотя бы наравне с нашими детьми, они ориентируются в мире гораздо быстрее, чем мы, а именно школа должна научить ребенка отличать хорошее от плохого, истинное от ложного, ее от этой обязанности никто не сможет освободить. Пройдут годы и уже наши ученики оценят результат того времени в своей жизни, которое они отдали нам - школе, учителям. Надеюсь, мы оправдаем их доверие.

Кстати

К Дню учителя московские школьники составили портрет современного педагога и перечислили основные десять качеств, которыми он должен обладать. Об этом сообщает пресс-служба Департамента образования.
Умение доступно объяснить новый материал, быть добрым и одновременно справедливым, а также умным и обладать знаниями не только своего предмета - эти пять качеств московские учащиеся считают главными в профессии педагога.
Школьники отметили, что учитель должен быть понимающим и заботливым. При этом один из юных респондентов заявил, что «преподаватель не должен ставить пятерки просто так, иначе ничему не научит».
По мнению школьников, учитель должен рассказывать интересные, увлекательные истории, а ученики такого идеального педагога больше узнают предмет в классе, чем выполняя домашнее задание.
Многие учащиеся отметили, что педагогу необходимо идти в ногу со временем, используя на уроке новые информационные технологии. Большинство опрошенных считают профессию учителя престижной.

Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы