- Два года назад все принципиально изменилось: «Артек» принимает намного больше детей, появилось намного больше возможностей, созданы уважительные условия по отношению к ребенку, при которых он понимает, что поощрен поездкой. В этом смысле все должно быть красиво, аккуратно, вкусно. Все, что вы видите в «Артеке», созданное за два года, и есть проявление уважительного отношения к детям, - объясняет Алексей Каспржак.
Сейчас в «Артеке» работают девять лагерей, но грандиозные преобразования не закончены. В планах - увеличение лагеря «Кипарисный», реконструкция «Алмазного» и даже создание новых лагерей, такого как, например, «Солнечный», а за пять дней моего пребывания в «Артеке» буквально на глазах поднялся огромный купол нового крытого стадиона.
В 20-х годах прошлого века «Артек» создавался как лагерь санаторного отдыха, потом стал лагерем пионерского актива, а теперь новый вектор развития - преобразование в международный образовательный центр, что вписано в программу «Артек. Перезагрузка 2.0». Такое изменение курса тоже во многом заслуга директора.
- Нужно шире смотреть на образование, понимать, что все, что происходит с ребенком, - это в той или иной степени образовательная ситуация. И ее результаты выражены не только в ЕГЭ, но и в разных жизненных умениях, в воспитательных результатах. Образование - это не только класс, урок, предмет, но и многое другое. Поэтому если широко посмотреть на образование, то «Артек» - это настоящий образовательный институт.
С прошлого года действует система отбора детей «Артек» как поощрение». Ребята получают путевку в «Артек» по региональной квоте в соответствии с определенными критериями. Их содержательными приоритетами сейчас являются образование, искусство в самых разных проявлениях, спорт, общественная деятельность. Но это не исключает совершенно других форматов попадания в «Артек». Сюда приезжают дети, которые сняли, например, видео на youtube, где оно собрало много «лайков», регионы учитывают и такие результаты. А крупные партнеры, например спортивные федерации, также имеют свою общероссийскую систему отбора в «Артек» в своем виде спорта. Теперь такая система появилась и у профсоюза благодаря конкурсу «Арктур».

Образование как событие
Образовательная программа «Артек». Школа будущего» была организована для ребят лагеря «Полевой» в 10-ю артековскую смену, продлившуюся с 31 августа по 22 сентября. Учениками «Школы будущего» вместе с другими артековцами-полевиками стали почти 240 победителей первого Всероссийского конкурса-фестиваля воспитанников организаций дополнительного образования детей «Арктур» (Артистизм. Культура. Творчество. Увлечение. Реализация).
Программа гармонично вписалась в масштабный образовательный проект «Другая школа». Она тоже плод совместных усилий «Артека» и профсоюза, который пригласил в Международный детский центр учителей - победителей всероссийских конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям». В течение смены они проводили уроки для артековцев, а также мастер-классы и семинары для крымских коллег.
Благодаря совместным проектам победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Сергей Кочережко не только совершил вместе с артековцами экскурс в историю, но и принял участие в брифинге и ответил на вопросы ребят о самой лучшей профессии на Земле. Уроки информатики в артековской школе вел победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Евгений Мазяков, а ставить опыты по физике в новой школьной цифровой лаборатории ребятам помогала победитель конкурса «Учитель года России»-2015 Алла Волкова.
Заместитель директора «Артека» по образованию Юрий Ээльмаа считает, что подводить итоги смены «Другая школа» рано, и это только начало совместного пути.
- Формулировать завершение смены как итоговое, на мой взгляд, неправильно, это некий процесс, он напрямую связан с нашей политикой, с нашей точкой зрения на то, как должно происходить обучение в «Артеке». У нас два года действует институт тематического партнерства. Таких партнеров уже 50, но будет больше. Партнеры нам нужны как со-реализаторы программ дополнительного образования, но этот проект в сотрудничестве с профсоюзом показывает, как тематический партнер может участвовать и в программах общего образования.
Здесь считают: если ребенок попал в «Артек» во время учебного года, он должен получить другой образовательный опыт, который станет для него событием. Новые задачи вносят заметные изменения в кадровой политике в сторону ротационной модели педагогического коллектива.
- Конечно, никакой директор школы просто так своего лучшего учителя нам не отдаст, но если договориться о том, что мы этого учителя берем на работу на год или два, а потом возвращаем в его же школу, это обеспечивает ему повышение квалификации в плоскости совершенно новых педагогических технологий, которыми он потом сможет содержательно обогатить свою школу после «Артека». Думаю, прогрессивно мыслящему руководителю это будет интересно. Тогда «Артек» станет «рекой», через которую проходят яркие люди.

Другая школа
Сосредоточие педагогических инноваций в Международном детском центре - средняя общеобразовательная школа ФГБОУ «МДЦ «Артек», ее коллектив. Артековская школа сейчас расположена в обширном здании, внешне отдаленно напоминающем фэнтезийный Хогвартс. Школа работает как обычная образовательная для постоянного контингента - это 300 учеников из Ялты, Гурзуфа и Портенита и 3200 ребят, которые приезжают в «Артек» на трехнедельные смены. Сейчас идет этап создания единого коллектива, которому по плечу создание другой школы, уже не как смены, эксперимента.
Одна из технологий, превращающих образование в событие, активно внедряемая в этом году в «Артеке», - это сетевой образовательный модуль (СОМ), который направлен на объединение ресурсов школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Он построен на логике выхода за пределы класса в пространство «Артека», в пространство Крыма. Ее впервые опробовали в апреле этого года. Сейчас уже все 9 лагерей участвуют в реализации этой программы. В сетевые образовательные модули вынесено 6 предметов - биология, география, история, литература, иностранный язык, обществознание. А в классно-урочной системе остались русский язык, математика, химия и физика.
- Мы давно говорим о том, что дети изменились, и современному ребенку очень важно владеть метапредметными навыками, осознанно искать информацию, уметь ее обрабатывать, применять на практике, - поясняет директор школы Наталья Царькова. - Само образовательное пространство детского лагеря всегда формировало эти метапредметные компетенции. Например, коммуникативные, когда ребята в отряде вместе что-то делают, вместе получают образовательный результат. Поэтому лагерь в этом смысле заметно сильнее школы. Мы за соединение форм дополнительного образования в основном образовании и не противопоставляем СОМ классно-урочной системе.
В ходе сетевого образовательного модуля используется так называемая вертушка. Как правило, участвует в модуле 100 учеников из четырех возрастных групп: с 5-го по 11-й класс. Технология СОМа очень гибкая, подвижная, она во многом зависит от творческих возможностей педагога, но в то же время соответствует учебному плану. Есть проблемный блок - постановка задачи и работа над ее решением. Есть продуктивный блок - выход на создание какого-то интеллектуального, творческого продукта в завершение такого модуля. По итогам работы ребята получают оценки - это все-таки не развлечение, а образовательный процесс.

Вариации на тему
Приглашенные в «Артек» учителя впервые «попробовали СОМы на вкус» и потом признавались, что новая технология давалась не всегда просто, но результат часто превосходил ожидания.
Обычно сетевой образовательный модуль ведет только один педагог, ему при этом помогают вожатый и узкий специалист в соответствии с темой СОМа, но лауреат конкурса «Учитель года» - учитель русского языка и литературы Наталья Тихонова пошла на эксперимент и с помощью коллег провела интегрированный СОМ, где соединились литература, география, история.
В результате получилась игра в редакцию стенной газеты. В соответствии с пятью разными стилями русского языка были придуманы тематические отделы. Официально-деловой стиль представлял организационный отдел, он готовил приказы, статистические данные, различную информацию по внутренней работе редакции под руководством заместителя заведующего отделом общего образования аппарата профсоюза заслуженного учителя РФ Евгения Романенкова.
Научный отдел возглавила учитель физики и информатики Алла Волкова. Отдел занимался нахождением и обработкой информации о море: теории, гипотезы, классификация, открытия. Их нужно было отразить на отдельном листе бумаги, который стал составной частью общей стенной газеты.
Третий отдел так и назывался - «Художественный» и был посвящен художественному стилю речи. Ребята под руководством самой Натальи Сергеевны занимались исследованием образа моря в искусстве.
Отделом писем, который был посвящен разговорному стилю, руководил учитель Евгений Мазяков. Ребята выбрали для себя персонажей, от имени которых писали письма о море. Это были моряки - участники обороны Севастополя разных эпох - Крымской войны и Великой Отечественной. Публицистический отдел провел акцию «Спаси море», соцопрос по поводу платных пляжей, флешмоб на тему детской песенки на морскую тему.
По итогам работы школьники разных возрастов получили интереснейший опыт - всего за несколько часов им удалось собрать, обработать и преподнести информацию на заданную тему, поучаствовать в презентации и поработать в группе. В конце СОМа его ведущим было особенно приятно получить такое признание: «Теперь нам не страшны никакие сочинения по ЕГЭ!»